СП вернула в бюджет рекордные 26,4 млрд рублей

Галина Изотова на встрече с парламентскими фракциями. Фото СП РФ.

Счетная палата Российской Федерации опубликовала отчет о результатах своей деятельности за 2023 год.

Согласно данным отчета, за 2023 год по результатам контрольных мероприятий СП в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и бюджет Союзного государства обеспечен возврат рекордной за последние десятилетие суммы в 26,4 млрд рублей.

«Сумма действительно очень большая и в сравнении с последними пятью годами деятельности Счетной палаты несоизмеримая. Но растут расходы федерального бюджета, соответственно, не может не расти и объем выявленных нарушений» — комментирует результаты работы аудиторов и.о. председателя Счетной палаты Галина Изотова.

Всего по результатам контрольных мероприятий Счетной палатой в 2023 году выявлено 4 849 нарушений и недостатков на общую сумму 2 110,0 млрд рублей. В денежном выражении наибольшая доля нарушений (74,2 %) приходится на нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и бюджетной финансовой отчетности – 627 фактов нарушений на сумму 1 565,7 млрд рублей.

По словам Галины Изотовой, на итоговых цифрах также сказался рост количества объектов контроля и применение новых технологий, в том числе, искусственного интеллекта.

«У нас сейчас риск — ориентированный подход работает таким образом, что машина сама выявляет необходимые объекты, ведомства, которые требуют <проведения контрольных – ред.> мероприятий»,- сообщила Галина Изотова в интервью, состоявшемся в Координационном центре правительства на международной выставке-форуме «Россия».

По результатам контрольных мероприятий Счетная палата направила объектам аудита 260 представлений об устранении выявленных нарушений, возбуждено 132 дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых к ответственности привлечено 126 должностных лиц.

В числе значимых блоков выявленных аудиторами СП нарушений в 2023 году можно выделить:

  • нарушения при осуществлении государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц — 772 факта нарушений в этой сфере на общую сумму около 176,3 млрд рублей (8,4 %).
  • нарушения при реализации федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в количестве 67 нарушений на общую сумму 29,9 млрд рублей (1,4 %).
  • нарушения порядка и условий предоставления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в ОКС или в приобретение объектов недвижимого имущества (20,7 млрд рублей).
Фото СП РФ. Галина Изотова на встрече с парламентскими фракциями.

Аудиторы СП отмечают, что несмотря на систематические корректировки бюджетных ассигнований и сроков ввода объектов в эксплуатацию, уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию ФАИП ниже среднего уровня исполнения федерального бюджета в целом.

Значительным остается количество ОКС, не введенных в эксплуатацию в установленные сроки. Основной причиной данного негативного явления по-прежнему является отсутствие утвержденной проектной документации.

Среди ключевых проблем в сфере жилищного строительства аудиторы Счетной палаты отмечают:

  • отставание темпов строительства социальной инфраструктуры от темпов жилищного строительства;
  • десинхронизацию структуры вводимого жилья по показателям комнатности и демографических приоритетов;
  • снижение доступности жилья из-за резкого роста цен;
  • неразвитость иных форм улучшения жилищных условий граждан;
  • проблемы качества жилищного строительства.

Отдельной темой в отчете идет проблема низкой энергоэффективности строящегося жилья. Проведенное СП исследование показало, что меры, направленные на повышение энергоэффективности МКД, для достижения целей госполитики в сфере энергосбережения недостаточны.

По поручению Государственной Думы в 2023 году была проанализирована  эффективность реализации индивидуальных планов развития регионов (ИПР) с низким уровнем социально-экономического развития. Исследование выявило ряд системных недостатков в подходах к разработке и реализации ИПР, в том  числе:

  • отсутствие единой модели финансирования ИПР,
  • недостаточный объем предусмотренных средств,
  • недостаточное нормативное регулирование полномочий регионов при формировани и выполнении ИПР,
  • неинформативность отчетности о ходе их реализации.

По итогам анализа подготовлен Доклад с рекомендациями по совершенствованию этого инструмента. Среди ключевых предложений – проработать новый подход к определению объема финансирования ИПР, предусматривающий отказ от практики предоставления трансферта всем регионам в одинаковом объеме без учета специфики их социально-экономического развития.

Кроме того, Счетной палатой установлено, что главные распорядителями бюджетных средств (ГРБС) не вели системный мониторинг результатов предоставления субсидий, не проверяли и не анализировали отчетность подведомственных организаций.

«Это, с одной стороны, снижает эффективность использования бюджетных средств, а с другой – указывает на недостаточность контроля за их использованием», — констатируют аудиторы СП.

Основные нарушения и недостатки ГРСБ допущены при:

  • формировании обоснований бюджетных ассигнований (46 нарушений и недостатков, или 21,0 %);
  • планировании расходов на закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд (42 нарушения и недостатка, или 19,2 %);
  • составлении реестра расходных обязательств (13 нарушений и недостатков, или 5,9 %);
  • распределении предельных объемов бюджетных ассигнований по кодам бюджетной классификации (13 нарушений и недостатков, или 5,9 %);
  • формировании финансового обеспечения выполнения государственных заданий на оказание услуг (выполнение работ) (8 нарушений и недостатков, или 3,7 %) и др.

В отчете ведомства особо отмечено, что достигнут совершенно новый уровень цифрового развития и межведомственного взаимодействия при проведении контрольных мероприятий. Использование цифровых инструментов позволяет снизить трудозатраты при одновременном расширении объемов проверяемой информации. В фокусе особого внимания СП находится применение нейросетей и элементов искусственного интеллекта, анализ больших данных.

Основным причинами нарушениями системного характера Счетная палата считает:

  • недостаточность нормативно-правового регулирования,
  • проблемы межведомственного взаимодействия и функционирования информационных и иных систем,
  • недостаточность организационно-управленческих мер, принимаемых органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности,
  • низкий уровень финансовой дисциплины отдельных сотрудников министерств и ведомств, а также отсутствие надлежащего внутреннего финансового аудита (контроля)
  • прочие причины.

Главным инструментом снижения количества нарушений в работе СП остаются рекомендации, выданные по итогам контрольных мероприятий. В настоящее время в открытом доступе опубликованы данные о 2 021 из 3 074 рекомендаций, 851 из которых содержит информацию ограниченного доступа, 202 – секретную информацию. Всего в 2019-2023 годах было выполнено 1 753 рекомендаций из 3074 выданных – это 57%. Приоритетных рекомендаций выполнено 656 из 1 086, или 60 %.

В рекомендации и предложения, оформленных СП по итогам 2023 года, вошло предложение провести инвентаризацию инструментов стимулирования инвестиционной активности и проработать вопрос о создании единого реестра таких инструментов и единого сервисного цифрового ресурса для бизнеса на уровне Правительства РФ. Кроме того правительству рекомендовано определить федеральный орган исполнительной власти, который будет отвечать за мониторинг инвестиционной деятельности.

В 2024 году Счетная палата планирует провести 438 мероприятий.  24 % запланированных контрольных мероприятий составляют мероприятия, проводимые по поручениям и запросам Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, а также по обращениям правоохранительных органов.

В числе запланированных на текущий год наиболее значимых мероприятий находятся:

  • проверки реализации крупных инфраструктурных проектов (таких как строительство ЦКАД, автодороги Владивосток – Находка – порт Восточный и транспортного маршрута «Европа – Западный Китай»);
  • аудит в сфере экологии и природопользования (проверка реализации мер по предотвращению причинения вреда окружающей среде);
  • проведения госинвентаризации лесов;
  • эффективность мероприятий по вовлечению в оборот земель сельхозназначения;
  • аудит социальной сферы.

Ознакомится с полным текстом Отчета СП РФ за 2023 год можно по ссылке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*