Счетная палата оценила энергоэффективность многоквартирных домов в России

Согласно отчету Счетной палаты Российской Федерации от 23 мая 2023 года, из 44 целевых  показателей, предусмотренных ГП «Энергоэффективность и развитие энергетики» от 2013 года, не достигнуты значения 18 показателей.

Анализ показал, что Минэкономразвития России не обеспечило условия для полноценного функционирования ГИС «Энергоэффективность». Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в жилищном фонде представлена не в полном объеме, данные, содержащиеся в различных информсистемах ( ГИС «ЖКХ», АИС, «Реформа ЖКХ») существенно различаются между собой и с фактическими параметрами.

Кроме того выявлено, что количественные показатели по снижению потребления энергоресурсов и выбросов парниковых газов в отношении существующего жилищного фонда не установлены, соответствующие стимулирующие механизмы для застройщиков и собственников жилья не созданы, а действующие инструменты господдержки жилищного строительства не нацелены на возведение высокоэнергоэффективных домов.

Финансирование мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению с 2002 по 2021 гг.

Единственный механизм финансирования энергоэффективного капремонта МКД — за счет Фонда ЖКХ сегодня не реализуется.  Доля МКД, в которых произвели ремонт с помощью средств Фонда в период с 2017 по 2022 годов, составляет 0,02%.

Объемы нового строительства диктуют необходимость повышения требований к энергоэффективности строящегося жилья. В ходе анализа были выявлены завышенные значения базового удельного потребления энергии на нужды горячего водоснабжения и общедомовые нужды. В регионах России половина строящегося жилья выше 25 этажей, а нормы удельного расхода энергии установлены  для зданий 12 этажей и ниже.

Сведения о предоставлении финансовой поддержки на энергоэффективный капитальный ремонт МКД.

Аудитор счетной палаты Наталья Трунова подчеркнула, что на жилые здания и предприятия отрасли строительства и ЖКХ приходится почти четверть потребления энергоресурсов и формирования углеродного следа Российской Федерации. Однако на федеральном уровне в госпрограммах не предусмотрены мероприятия по достижению приоритетов и целей госполитики в сфере энергосбережения.

Реализуемые инструменты господдержки жилищного строительства, такие как программа «Стимул», ФП «Инфраструктурное меню» не предусматривают требования по строительству МКД наивысших классов энергоэффективности.

По итогам анализа Счетная палата обнародовала ряд рекомендаций и предложений:

  • предусмотреть в проекте новой комплексной госпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в качестве отдельного структурного элемента сферу строительства и ЖКХ, установив соответствующие количественные показатели по снижению потребления энергоресурсов и выбросов парниковых газов;
  • установить повышенные требования к энергоэффективности жилья, создаваемого с использованием мер господдержки;
  • подготовить предложения по стимулированию строительства высокоэнергоэффективных МКД с почти нулевым энергопотреблением;
  • подготовить предложения по разработке альтернативных механизмов, стимулирующих собственников жилья и управляющие организации к осуществлению энергоэффективной модернизации МКД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*