Производительность труда нуждается в стимуляции

uzenzen

Сформированная по поручению вице-премьера Марата Хуснуллина рабочая группа «Создание стимулов для подрядных организаций по повышению производительности труда» определилась с методическим подходами к стимуляции подрядчиков.

Первое заседание рабочей группы 9 августа 2023 года провел президент НОСТРОЙ Антон Глушков. Мероприятие состоялось в рамках деловой программы всероссийского этапа Национального конкурса профессионального мастерства «Строймастер-2023», приуроченного к празднованию Дня строителя.

Фото: заседание рабочей группы по повышению производительности труда

В последние годы объемы строительства в стране неуклонно растут. Вместе с тем, в наращивании физических объемов вскоре наступит предел, и ускорению уже не помогут ни опережающее финансирование, ни дальнейшее снижение административных барьеров и сокращение обязательных требований.  Для сохранения темпов роста и объема прибыли строители ищут резервы в ускорении и оптимизации производственных процессов, во внедрении инноваций. Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ предусматривает рост производительности труда в строительстве к 2030 году (относительно показателей 2021 года) на 22% в базовом сценарии или на 12% при рискованном.

Открывая заседание, Антон Глушков пояснил, что при подготовке проекта дорожной карты по стимулированию подрядчиков, участники рабочей группы определили три основных причины низких показателей производительности труда российских строителей.

  1. Первый блок объективных причин связан с системой сбора статистических данных, в которой учитываются все юридические лица и ИП, у которых в видах экономической деятельности указано строительство и смежные сферы.

Для получения более точных данных президент НОСТРОЙ Антон Глушков предложил актуализировать методику и изменить систему сбора сведений, исключив из строительной экономической статистики компании, которые в действительности стройкой не занимаются. Один из методов отбора – брать для оценки экономических показателей занятых в строительстве предприятий выборку не по ОКВЭД, а, например, по признаку членства в строительных СРО.

2. Второй блок причин связан с низким уровнем механизации строительства.

3. Третий блок – с низкой квалификацией рабочих и дефицитом квалифицированных кадров.

Фото: заседание рабочей группы по повышению производительности труда

С учетом результатов анализа национальных методик стимулирования производителей работ и услуг к изменению технологий, мероприятия дорожной карты разделены по группам факторов, способных положительно повлиять на производительность труда. По мнению разработчиков проекта дорожной карты, на низкий уровень механизации (высокий уровень ручного труда) и на уровень квалификации рабочих на стройке оказывают влияние:

  • Экономические и законодательные факторы,
  • Технические и технологические факторы (в том числе, цифровизация),
  • Наличие у работодателей стимулов в разрезе развития кадрового потенциала,
  • Прочие факторы и предложения.

Почетный президент НОСТРОЙ, руководитель Комиссии по вопросам профессионального образования Общественного совета при Минстрое России и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин, демонстрируя масштабность задач, напомнил, что низкая, по сравнению с другими странами, производительность труда на стройках проблема в России не новая, что некоторые методы повышения скорости и качества строительства неплохо себя зарекомендовали, и что, по некоторым оценкам, в строительстве не хватает порядка 100 тысяч инженеров — специалистов с высшим образованием и около 1 миллиона квалифицированных специалистов рабочих специальностей.

В части подготовки кадров, Ефим Басин отметил перспективность программы «Профессионалитет», развитие института наставничества и объединение строительных СУЗов с целью выработки конкретных предложений по формированию гибкой, ориентированной на потребности рынка, системы подготовки рабочих кадров. Целью этих процессов является установление устойчивых, работающих коммуникаций между работодателями, учебными заведениями и учащимися.

В части сокращения сроков строительства при сохранении высокого качества, наиболее экономичным, перспективным и быстрым Ефим Басин считает переход на индустриальные технологии и строительство зданий с высокой заводской готовностью. Контроль качества технологий и модернизацию производства проще проводить в заводских условиях, чем организовать на каждой строительной площадке. То же конвейерное производство готовых панельных перегородок существенно сокращает время монтажа и объемы ручного труда. В этом же ключе уже работает переход на применение типовых проектов и цифровизация градостроительных процессов.

Основными докладчиками на заседании выступили руководители региональных строительных саморегулируемых организаций.

Председатель правления СРО Ассоциация «Самарская гильдия строителей», член Совета НОСТРОЙ Любовь Аристова в своем выступлении озвучила предложения по повышению роли в организации строительных процессов раздела проектной документации описывающего план производства работ (ППР).

Генеральный директор СРО Ассоциация строителей Мордовии Анна Петрова представила анализ возможностей вовлечения работодателей в создание системы наставничества. Принятые государственные решения по учреждению для наставников наград, по грантам на развитие наставничества и другие инструменты поддержки заинтересованных работодателей сейчас практически не используются. Причиной низкой активности работодателей, как правило, является низкая информированность и отсутствие профильных специалистов для оформления тех же заявок на гранты. Саморегулируемые организации могли бы стать своего рода проводниками идей наставничества для своих членов.

Президент СРО Союз «Объединение Профессиональных Строителей» Ринат Галиуллин рассказал о такой возможности повышения качества управления строительством, как стандартизация. С одной стороны, наличие сертификата менеджмента качества ISO вовсе не гарантирует наличие системы управления качеством на производстве. Вместе с тем, при правильно работающей системе сертификации, реальное внедрение стандарта может стать эффективным инструментом поддержки активно развивающихся компаний.

Кроме того, стандарты управления качеством учитывают такие показатели, как:

  • Применяемые технологии,
  • Наличие и квалификация персонала,
  • Наличие оборудования, материальная база,
  • Какие использует материалы,
  • Организация производства (в широком смысле).

То есть стандартизация позволяет получить комплексную оценку качества производственных возможностей подрядчика. Измеримость критериев качества и производительности позволит выбирать более точные меры и механизмы поддержки заинтересованных в их повышении компаний. Фактически предлагается заменить систему сертификации менеджмента качества ISO на сертификацию системы управления качеством строительства со стороны профильных саморегулируемых организаций.

В число предложений рабочей группы уже включены такие мероприятия, как:

  • расширение механизма льготных займов для членов СРО,
  • введение стимулирующих выплат подрядчикам за сокращение сроков выполнения работ,
  • введение системы рейтингования участников закупок в строительстве,
  • выработка предложений по повышению интереса промышленников из смежных отраслей к производству строительных механизмов, оборудования и конструкций,
  • проведение профессионального чемпионата в сфере промышленного строительства
  • … многие другие.

В заседании рабочей группы принимал участие президент Национального союза архитекторов и строителей Кубы Антонио Герреро. В своем выступлении он отметил актуальность вопросов повышения производительности труда и подготовки кадров для строительной отрасли Кубы и выразил практический интерес к ведущейся в России работе по стимулированию подрядчиков.

Фото НОСТРОЙ

Завершая заседание, руководитель рабочей группы, президент НОСТРОЙ Антон Глушков отметил, что экспертные предложения по повышению производительности труда будут обработаны и учтены в дальнейшей работе.

Комментарии:

  1. вот вроде бы очевидно — чтобы подрядчики вводили инновации и повышали производительность — нужна прямая конкуренция за сроки и за эксплуатационное качество ОКС… надо разрешить подрядчикам на этом зарабатывать (!), но мы снова и снова выбираем оригинальный собственный путь: сначала кучка посредников и чиновников будет определять кого допустить к плюшкам и кормушкам, а потом те же посредники и чиновники будут рисовать в отчетах повышение производительности через корректировку методики..

    ФГИС ЦС  — вместо открытых торгов на бирже…

    рейтингование вместо конкуренции за потребительское качество…

    тотальный контроль и штрафы вместо личной ответственности заказчика и возможности чиновникам легально получать премиальные за сдачу объекта в срок…

    Вывод: если участникам рынка мешает работать прозрачное ценообразование, то его (прозрачное ценообразование) никак не ввести…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*