Госзаказ в строительстве: опыт и репутация vs демпинга

Фото НОСТРОЙ. XXIII Всероссийский съезд строительных СРО.

Для снижения количества расторгнутых контрактов в сфере строительства НОСТРОЙ предложил использовать рейтинговую оценку  опыта и деловой репутации подрядчиков.

По данным НОСТРОЙ за 2023 год с подрядчиками — членами СРО в строительстве было заключено 72 608 контрактов на общую сумму более 4,09 трлн рублей. Впоследствии 16 388 контрактов (22,6%) на сумму более 1 трлн рублей были расторгнуты.

«Основной причиной такой ситуации является отсутствие действенных инструментов, позволяющих объективно и достоверно оценить потенциального исполнителя на стадии проведения конкурентной процедуры», — заявил в ходе XXIII Всероссийского съезда строительных СРО президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

По сути, любая компания, показавшая документы о пятилетнем опыте работы и предложившая самую низкую цену может стать исполнителем госзаказа. Несмотря на положения Федерального закона №44-ФЗ, квалификация подрядчика в ходе заключения контракта практически не оценивается, представленные сведения о наличии опыта в ходе конкурентных процедур не проверяются, что впоследствии приводит к срыву планов по строительству и сдаче ОКС.

В настоящее время НОСТРОЙ дорабатывает алгоритмы автоматического расчета рейтинга деловой репутации членов СРО и планирует их апробацию на региональном уровне. Целью применения механизма оценки опыта и деловой репутации подрядных организаций являются содействие заказчикам в выборе наиболее опытных и надежных подрядчиков на исполнение договоров строительного подряда и повышение прозрачности работы строительных организаций. Ключевой принцип механизма – чем больше верифицированной информации о компании, тем выше ее оценка.

«Именно механизм оценки опыта и деловой репутации позволит осуществить переход от критерия «цена» к долгожданному критерию «опыт», — уверен Антон Глушков.

XXIII Всероссийский съезд строительных СРО — членов НОСТРОЙ

По словам президента НОСТРОЙ предложенный механизм и разработанный для его реализации программный комплекс получили высокие оценки со стороны заинтересованных органов власти.

«Заместитель министра финансов Алексей Лавров выразил предложение совместно проработать эту инициативу с Минстроем России. Что, безусловно, является нашей системной победой в том, что механизм, который мы предлагаем последние пять лет, сейчас очень хорошо воспринимается органами государственной власти. Наверное, его время пришло», — сказал Антон Глушков.

НОСТРОЙ обладает большим массивом данных о подрядных организациях, поскольку является оператором Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательств и Национального реестра специалистов в области строительства (НРС). В основу предлагаемого НОСТРОЙ механизма оценки опыта и деловой репутации легли данные этих реестров. При формировании рейтинга используется блок критериев «Кадры», включающий сведения о наличии  в штате порядной организации главных инженеров проекта и прорабов с необходимым уровнем квалификации.

Цели и задачи механизма оценки опыта и деловой репутации подрядчиков.

Действующая в России система саморегулирования в строительстве имеет уникальные возможности по сбору и верификации сведений о деятельности строительных компаний не только по формализованным признакам, но и по отзывам региональных заказчиков и по экспертным оценкам со стороны профессионального сообщества. Эти возможности НОСТРОЙ планирует использовать для проверки достоверности рейтинга, формируемого в автоматическом режиме.

«Здесь очень важна позиция регионов, потому что только региональные СРО могут сопоставить адекватность нашего рейтинга с реальной ситуацией. Здесь очень тонкая грань, потому что чем больше объектов выполняет тот или иной подрядчик, тем больше у него рисков, — пояснил журналистам в кулуарах съезда Антон Глушков, — Как только мы отладим, уберем все шероховатости, я думаю, что мы сможем во второй половине года попробовать эти вещи в отдельных регионах».

XXIII Всероссийский съезд строительных СРО. Фото НОСТРОЙ.

В числе причин повышения интереса со стороны Минфина к методикам оценки опыта и деловой репутации подрядчиков можно назвать потребность в критериях для распределения мер государственной поддержки, необходимость разрешения проблемы верификации подтверждающих опыт участников закупок сведений и демпинг со стороны недобросовестных участников закупок.

В настоящее время, кроме разработанных членами ТК 066 национальных стандартов оценки опыта и деловой репутации предприятий для оценки опыта и благонадежности участников рынка применяются модифицированные ФНС банковские методики скоринга и методика формирования ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса, за стандартизацию которой отвечает ТК 115.

Кроме того, потребность в объективизации оценки квалификации, опыта и репутации подрядчиков растет в связи с ростом количества закупок у единственного поставщика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*