Итоги WorldBuild/StateContract: в Минстрой и Минфин направлено 38 предложений по улучшению закупок

Организаторы международного форума WorldBuild/StateContract опубликовали итоговую резолюцию, в которую вошли  предложения по совершенствованию нормативного и законодательного регулирования системы государственных закупок в строительстве и проектировании.

Резолюция содержит перечень актуальных проблем, с которыми сталкиваются участники закупок при применении норм федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, действующих нормативных правовых актов, а также предложенных в ходе форума возможных решений этих проблем. Предложения участников форума — региональных заказчиков и подрядных организаций направлены в адрес Минфина и Минстроя России.

Международный форум World Build/State Contract 2024

Организаторы форума подчеркивают, что при рассмотрении резолюции на уровне органов власти способ решения актуальных проблем заказчиков и подрядчиков может быть изменен. Однако, для участников форума главным представляется разрешение проблемной ситуации.

Топ-семь предложений участников форума WorldBuild/StateContract – 2024

1. Срыв сроков стройки из-за демпинга (снижения цены контракта) – основная проблема для большинства участников отрасли. Повод для демпинга заложен в нормах законодательства. В критериях выборах подрядчика 60% приходится на ценовые критерии (кто даст меньшую сумму при торгах) и только 40% отводится квалификации и опыт. В результате, заказчики выбирают победителем того, кто озвучит наименьшую сумму. Демпингующий подрядчик получает от заказчика денежные средства, выполнив, как правило, более или менее первичные работы, а затем расторгает контракт. В итоге, сроки строительства растягиваются или срываются. (Например, контракт на оказание услуг по разработке проекта планировки территории тепловой магистрали стоил 2 441 392,68 рублей. Падение составило 79.17%. В итоге контракт не исполнен и расторгнут).

Чтобы строительство было качественным и шло быстрее, строители просят федеральные власти внести в законодательство поправку о том, чтобы закупки на строительство, реконструкцию проводились только с использованием конкурса, где оценивается, прежде всего, опыт подрядчика, а не цена, за которую поставщик готов работать.

2. На неоправданное снижение стоимости строительства влияет индекс прогнозной инфляции. Индекс рассчитывается на год, а строительство может идти пять лет.

Заказчики просят власть распределять бюджетные средства на строительство муниципальных объектов после выбора подрядчика, чтобы войти в строительство с нужным финансированием.

3. После того, как построен объект, и по мнению Минфина, произошло «нецелевое использование бюджетных средств» или (и) «неэффективное использование бюджетных средств», начинают появляться соответствующие протоколы, а затем судебные практики относительно нецелевого использования бюджетных средств.

Заказчики требуют конкретизировать понятия «нецелевое использование бюджетных средств» и «неэффективное использование бюджетных средств» в бюджетном кодексе, либо убрать эти понятия из Кодекса административных правонарушений. Последнее позволит избежать случаев судебных разбирательств вокруг не четко определённых понятий.

4. Подрядчики жалуются на неприемлемые условия договора с заказчиками в части штрафных санкций. Если подрядчик срывает срок строительства, то платит штраф 0,1 процентов от сумму договора за каждый день просрочки. Если заказчик затягивает срок оплаты, то заказчик платит одну сотую процента за десять дней просрочки платежа. В таком случае заказчику не составляет никакого труда задерживать оплату. На практике отсрочка платежа может доходить до 180 дней, подрядчики терпят убытки.

Исполнители работ выступают за то, чтобы на законодательном уровне закрепить зеркальные штрафные санкции заказчика и подрядчика и ввести отсрочку платежа до 7 дней по аналогии с 44 ФЗ.

5.В проектировании объектов здравоохранения/культуры/спорта/образования/ может участвовать любая компания, даже не имеющая опыт работы именно с такими объектами, что приводит к задержкам по проектированию, как следствие, к срыву федеральных программ.

Одно из решений проблемы – при выборе исполнителя учитывать работы, связанные с предметом контракта, специализированный опыт работы.

6. Заказчики, которые возводят муниципальные и бюджетные объекты, не признают ошибки в проектной документации, даже когда строители указывают на промашки. Например, в проекте кровля посчитана без должного количества пластин, плиты указаны одного размера, а размеры проемов – другого. Заказчики аргументируют свой отказ признавать ошибки в проектной документации тем, что экспертиза уже пройдена.

Строители просят закрепить обязанность заказчика возводить объекты после исправления ошибок, без дополнительного прохождения экспертизы.

7.Перед началом строительства проект проходит экспертизу. При этом Глагосэкпертиза корректирует материальные ресурсы, которые включены в проект, делая замены на более дешевые аналоги, из-за чего страдает качество стройки. Также экспертиза исключает логистику из смет, при этом логистика возникает в контрактах, и подрядчику приходится брать расходы на себя, когда необходимо перевести материал из одного региона в другой.

Участники рынка требуют запретить замену материалов на более дешевые аналоги и включить стоимость перевоза материала из одного региона в другой в обязательный порядок формирования смет.

В резолюцию также вошли такие проблемы, как отсутствие требований по обязательному членству в СРО для бюджетных организаций осуществляющих строительный контроль и отсутствие однозначных норм законодательства о членстве в СРО для выполнения отдельных видов работ.

Дело в том, что в настоящее время ряд выполняемых на ОКС работ не может быть однозначно отнесен ни к одному из понятий, предусмотренных ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. По этой причине  возникает столь же неоднозначные требования об обязательном членстве в СРО, например, при выполнении первичного монтажа инженерно-технических систем ОКС в рамках работ по капитальному ремонту, при выполнении работ по благоустройству территории в составе строительства ОКС и т.п. В обоих случаях предлагается уточнить соответствующие нормы градостроительного законодательства.

Эти и другие предложения были озвучены 15 марта 2024 года на международном форуме о закупках в строительстве и проектировании WorldBuild/StateContract, который четвёртый год подряд проходит в Екатеринбурге по инициативе уральских саморегулируемых организаций, при поддержке Минстроя России и Национального объединения строителей.

«Инициативы участников форума слышат в федеральных органах власти. Например, приняты важные меры для финансовой устойчивости подрядчиков: повысили авансы до 50 процентов и снизили размер обеспечения (сумму, который должен платить поставщик за участие в контракте)», – отмечает представитель организаторов форума,  заместитель генерального директора СРО «Уральское объединение строителей» и СРО «Лига проектных организаций» Денис Снетков.

Полный текст резолюции и запись трансляции форума WorldBuild/StateContract размещены на его официальном сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*