Счетная палата Российской Федерации опубликовала отчет о результатах своей деятельности за 2023 год.
Согласно данным отчета, за 2023 год по результатам контрольных мероприятий СП в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и бюджет Союзного государства обеспечен возврат рекордной за последние десятилетие суммы в 26,4 млрд рублей.
«Сумма действительно очень большая и в сравнении с последними пятью годами деятельности Счетной палаты несоизмеримая. Но растут расходы федерального бюджета, соответственно, не может не расти и объем выявленных нарушений» — комментирует результаты работы аудиторов и.о. председателя Счетной палаты Галина Изотова.
Всего по результатам контрольных мероприятий Счетной палатой в 2023 году выявлено 4 849 нарушений и недостатков на общую сумму 2 110,0 млрд рублей. В денежном выражении наибольшая доля нарушений (74,2 %) приходится на нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и бюджетной финансовой отчетности – 627 фактов нарушений на сумму 1 565,7 млрд рублей.
По словам Галины Изотовой, на итоговых цифрах также сказался рост количества объектов контроля и применение новых технологий, в том числе, искусственного интеллекта.
«У нас сейчас риск — ориентированный подход работает таким образом, что машина сама выявляет необходимые объекты, ведомства, которые требуют <проведения контрольных – ред.> мероприятий»,- сообщила Галина Изотова в интервью, состоявшемся в Координационном центре правительства на международной выставке-форуме «Россия».
По результатам контрольных мероприятий Счетная палата направила объектам аудита 260 представлений об устранении выявленных нарушений, возбуждено 132 дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых к ответственности привлечено 126 должностных лиц.
В числе значимых блоков выявленных аудиторами СП нарушений в 2023 году можно выделить:
- нарушения при осуществлении государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц — 772 факта нарушений в этой сфере на общую сумму около 176,3 млрд рублей (8,4 %).
- нарушения при реализации федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в количестве 67 нарушений на общую сумму 29,9 млрд рублей (1,4 %).
- нарушения порядка и условий предоставления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в ОКС или в приобретение объектов недвижимого имущества (20,7 млрд рублей).
Аудиторы СП отмечают, что несмотря на систематические корректировки бюджетных ассигнований и сроков ввода объектов в эксплуатацию, уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию ФАИП ниже среднего уровня исполнения федерального бюджета в целом.
Значительным остается количество ОКС, не введенных в эксплуатацию в установленные сроки. Основной причиной данного негативного явления по-прежнему является отсутствие утвержденной проектной документации.
Среди ключевых проблем в сфере жилищного строительства аудиторы Счетной палаты отмечают:
- отставание темпов строительства социальной инфраструктуры от темпов жилищного строительства;
- десинхронизацию структуры вводимого жилья по показателям комнатности и демографических приоритетов;
- снижение доступности жилья из-за резкого роста цен;
- неразвитость иных форм улучшения жилищных условий граждан;
- проблемы качества жилищного строительства.
Отдельной темой в отчете идет проблема низкой энергоэффективности строящегося жилья. Проведенное СП исследование показало, что меры, направленные на повышение энергоэффективности МКД, для достижения целей госполитики в сфере энергосбережения недостаточны.
По поручению Государственной Думы в 2023 году была проанализирована эффективность реализации индивидуальных планов развития регионов (ИПР) с низким уровнем социально-экономического развития. Исследование выявило ряд системных недостатков в подходах к разработке и реализации ИПР, в том числе:
- отсутствие единой модели финансирования ИПР,
- недостаточный объем предусмотренных средств,
- недостаточное нормативное регулирование полномочий регионов при формировани и выполнении ИПР,
- неинформативность отчетности о ходе их реализации.
По итогам анализа подготовлен Доклад с рекомендациями по совершенствованию этого инструмента. Среди ключевых предложений – проработать новый подход к определению объема финансирования ИПР, предусматривающий отказ от практики предоставления трансферта всем регионам в одинаковом объеме без учета специфики их социально-экономического развития.
Кроме того, Счетной палатой установлено, что главные распорядителями бюджетных средств (ГРБС) не вели системный мониторинг результатов предоставления субсидий, не проверяли и не анализировали отчетность подведомственных организаций.
«Это, с одной стороны, снижает эффективность использования бюджетных средств, а с другой – указывает на недостаточность контроля за их использованием», — констатируют аудиторы СП.
Основные нарушения и недостатки ГРСБ допущены при:
- формировании обоснований бюджетных ассигнований (46 нарушений и недостатков, или 21,0 %);
- планировании расходов на закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд (42 нарушения и недостатка, или 19,2 %);
- составлении реестра расходных обязательств (13 нарушений и недостатков, или 5,9 %);
- распределении предельных объемов бюджетных ассигнований по кодам бюджетной классификации (13 нарушений и недостатков, или 5,9 %);
- формировании финансового обеспечения выполнения государственных заданий на оказание услуг (выполнение работ) (8 нарушений и недостатков, или 3,7 %) и др.
В отчете ведомства особо отмечено, что достигнут совершенно новый уровень цифрового развития и межведомственного взаимодействия при проведении контрольных мероприятий. Использование цифровых инструментов позволяет снизить трудозатраты при одновременном расширении объемов проверяемой информации. В фокусе особого внимания СП находится применение нейросетей и элементов искусственного интеллекта, анализ больших данных.
Основным причинами нарушениями системного характера Счетная палата считает:
- недостаточность нормативно-правового регулирования,
- проблемы межведомственного взаимодействия и функционирования информационных и иных систем,
- недостаточность организационно-управленческих мер, принимаемых органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности,
- низкий уровень финансовой дисциплины отдельных сотрудников министерств и ведомств, а также отсутствие надлежащего внутреннего финансового аудита (контроля)
- прочие причины.
Главным инструментом снижения количества нарушений в работе СП остаются рекомендации, выданные по итогам контрольных мероприятий. В настоящее время в открытом доступе опубликованы данные о 2 021 из 3 074 рекомендаций, 851 из которых содержит информацию ограниченного доступа, 202 – секретную информацию. Всего в 2019-2023 годах было выполнено 1 753 рекомендаций из 3074 выданных – это 57%. Приоритетных рекомендаций выполнено 656 из 1 086, или 60 %.
В рекомендации и предложения, оформленных СП по итогам 2023 года, вошло предложение провести инвентаризацию инструментов стимулирования инвестиционной активности и проработать вопрос о создании единого реестра таких инструментов и единого сервисного цифрового ресурса для бизнеса на уровне Правительства РФ. Кроме того правительству рекомендовано определить федеральный орган исполнительной власти, который будет отвечать за мониторинг инвестиционной деятельности.
В 2024 году Счетная палата планирует провести 438 мероприятий. 24 % запланированных контрольных мероприятий составляют мероприятия, проводимые по поручениям и запросам Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, а также по обращениям правоохранительных органов.
В числе запланированных на текущий год наиболее значимых мероприятий находятся:
- проверки реализации крупных инфраструктурных проектов (таких как строительство ЦКАД, автодороги Владивосток – Находка – порт Восточный и транспортного маршрута «Европа – Западный Китай»);
- аудит в сфере экологии и природопользования (проверка реализации мер по предотвращению причинения вреда окружающей среде);
- проведения госинвентаризации лесов;
- эффективность мероприятий по вовлечению в оборот земель сельхозназначения;
- аудит социальной сферы.
—
Ознакомится с полным текстом Отчета СП РФ за 2023 год можно по ссылке.