Проектирование ОПО: старые проблемы требуют новых решений

Саморегулируемые организации с подачи государства уделяют повышенное внимание квалификации подрядчиков, осуществляющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации и строительство особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Чего никак не скажешь о заказчиках, и государственной контрактной системе в целом. Зачастую специалисты служб госзаказа сами не имеют достаточных компетенций и не учитывают квалификацию подрядчиков в силу недостатка собственных знаний и опыта, хотя такие возможности в Федеральном законе №44-ФЗ имеются. На это указал заместитель генерального директора ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» по проектированию метрополитенов Владимир Марков.

«Проблемы с проектированием, согласованием проектной документации и  внедрением новых технических решений и оборудования – вот проблемы, стоящие перед организациями, ответственными за проектирование особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, в том числе — метрополитенов», — считает эксперт.

С приходом рыночных отношений в качестве «квалификации», играющей основную роль при выборе победителя конкурса, определен не опыт проектирования в местной среде, а денежный оборот проектной организации.

«Особенно непонятно, каким образом сравнивается квалификация при определении победителя в разработке Рабочей документации (РД) — притом, что Проектную документацию (а это самая сложнейшая часть работы) выполнила и защитила в экспертизе конкретная организация», — комментирует Владимир Маркин.

Немало проблем проектировщикам доставляет получение всех необходимых согласований, состав которых заранее не указывается. Невыполнение этого требования позволяет Заказчику не подписывать выполнение работ по проектам и вводить штрафные санкции, хотя такой подход  является нарушением Градостроительного кодекса и Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», где получение согласований предписано Заказчику или его технической дирекции. Как правило, отсутствие разрешительной и согласующей документации, состав которых не детализирован, является причиной отрицательного заключения государственной экспертизы.

«Еще одна из проблем, выявляющихся при экспертизе, — требования привязки конкретных материалов и оборудования, которое идет вразрез с антимонопольным законодательством, ведь до проведения торгов на закупку материалов и оборудования его торговую марку нельзя упоминать в проектной документации. Внедрение новых прогрессивных технических решений, материалов и оборудования также вызывает сложности — экспертиза не слишком неохотно рассматривает решения, не имеющие положительных аналогов. Поэтому проектировщик заинтересован закладывать в проект хорошо зарекомендовавшие аналоги, а не инновации», — подчеркивает заместитель генерального директора ОАО «Ленметрогипротранс» по строительству метрополитенов.

В разработке Проектной документации подрядчик не участвует, а на стадии Рабочей документации ему уже запрещено вносить какие-либо изменения в утвержденный проект. Очевидно, что проектировщик не может знать все о новых современных материалах и оборудовании, ведь они появляются непрерывно. Однако любые изменения в проекте, даже если они способны принести значительную выгоду, запрещены ПП РФ от 16 февраля 2008 г. № 87.

Государство и профессиональное сообщество в лице НОСТРОЙ и НОПРИЗ не остается в стороне от озвученных проблем, так как перед саморегулированием стоит задача снижения количества не заключенных, расторгнутых, и невыполненных контрактов в сфере строительства ОКС.

Недавно опубликовано Постановление Правительства РФ от 20 марта 2024 года № 338 об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемых организаций, имеющим право на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства. В документе учтены требования по обязательному подтверждению квалификации в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».

НОСТРОЙ разрабатывает рейтинговую оценку опыта и деловой репутации подрядчиков. НОПРИЗ работает над предложениями по внесению изменений в градостроительное законодательство, которые касаются рабочей документации, строительного надзора и контроля. По мнению президента НОПРИЗ Анвара Шамузафарова, разрабатывать рабочую документацию и вести авторский надзор должна проектная организация – автор проекта.

Кроме того, в итоговую резолюцию международного форума о закупках в строительстве и проектировании World Build/State Contract вошли предложения профессионального сообщества о создании службы Единого заказчика в строительстве на уровне субъекта РФ, закреплении на законодательном уровне (например, в типовых контрактах, в Гражданском кодексе) зеркальных штрафных санкций в отношении заказчика и подрядчика, а также продвижении среди заказчиков Информационного ресурса Рейтинг деловой репутации проектировщиков и строителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*