Ещё больше контроля над фондами СРО

shutterstock

Законопроект о повышении полномочий кредитных учреждений в отношении контроля над средствами компенсационных фондов СРО одобрен к принятию в первом чтении.

Соответствующее решение было принято Комитетом ГД по транспорту и строительству ещё 23 сентября 2020 года. К этому времени законопроект № 909970-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» (об установлении права кредитной организации отказать в осуществлении перевода со специальных банковских счетов денежных средств компенсационных фондов саморегулируемой организации…) успел получить необходимые отзывы и заключения, которые, наконец, опубликованы в системе обеспечения законодательной деятельности.

Напомним, по сути, законопроект содержит две поправки.

Во-первых, предусматривается изменение редакции части 14 статьи 55-16 Градостроительного кодекса, устанавливающее вместо перечисления на специальный банковский счет национального объединения СРО всех средств компенсационных фондов исключённой из Государственного реестра СРО, перечисление средств, уже размещенных на специальных банковских счетах.

Во-вторых, предлагается ввести контроль кредитных организаций за соответствием назначения и размера платежа, указанного в распоряжении СРО на операции по специальным банковским счетам, на которых размещены средства компенсационных фондов.  Кроме того, предусматривается установление состава документов, необходимых для проведения операций по специальному банковскому счету, Правительством РФ по согласованию с Центральным банком.

Отзывы, полученные в рамках предварительного рассмотрения законопроекта, говорят об одобрении его концепции правительством и депутатским корпусом, но каждый из участников высказал те или иные замечания.

Так в Аппарате Правительства РФ первую новеллу законопроекта сочли не соответствующей заявленным целям, и предложили её полностью исключить. С учетом этого замечания законопроект Правительством поддержан.

Со стороны Правового управления и ответственного Комитета данная норма возражений не вызвала, но в обоих заключениях  указали на необходимость внесения соответствующих поправок в действующие положения кодекса в части 7 статьи 55-2.

Относительно второй новеллы законодатели указывают на необходимость редакторской правки в части уточнения оснований для отказа в выполнении операций по счету. Право отказать должно быть у банка не только в случае непредставления необходимых документов, но в случае, если их содержание не соответствует установленным требованиям.

Членам Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям концепция законопроекта также оказалась близка. Однако они предложили обосновать усиление банковского контроля именно над фондами СРО в сфере строительства, и его отсутствие в других видах обязательного саморегулирования. По мнению членов комитета введение специального порядка надзора за расходованием средств компенсационного фонда в одной из отраслей не соотносится с основами гражданского законодательства в части равенства участников регулируемых отношений.

Комитет по финансовым рынкам, в дополнение замечаний высказанных коллегами по депутатскому корпусу полагает целесообразным соотнести предлагаемую законопроектом формулировку в части контроля соответствия назначения платежа представляемым документам с частью 3 статьи 845 Гражданского кодекса РФ, согласно которой банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента. Кроме того, представляется, что основанием для составления распоряжения клиента об операциях по счету являются не документы как таковые, а указанные в частях 4 и 5 статьи 55-16 Кодекса обстоятельства, возникновение которых такие документы могут подтвердить. Кроме того, комитет-соисполнитель напомнил, что проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны получить его заключение.

Если учесть, что кроме четырех членов фракции Единой России, подписи под законопроектом поставили представители всех думских фракций, вероятность принятия законопроекта весьма высока. Ранее законопроект был включен в примерную программу Государственной Думы в период весенней сессии 2020 года (май), но по понятным причинам его рассмотрение не состоялось. Новая дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не назначена.

В завершение отметим, что Экспертный совет НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере под председательством Алексея Белоусова проанализировав постатейное содержание законопроекта, признал «что предлагаемые законопроектом изменения ГрКРФ не имеют правового смысла, поскольку не создают нового правового регулирования и являются либо отсылочными, либо дублирующими иные нормы ГрКРФ, в отдельных случаях создавая правовую неопределённость и внося противоречие в его структуру». Руководствуясь указанными выводами, Экспертный совет НОСТРОЙ признал принятие законопроекта No 909970-7 нецелесообразным. В апреле этого года президент НОСТРОЙ Антон Глушков обращался к председателю Комитета по транспорту и строительству Евгению Москвичеву с просьбой заблокировать движение законопроекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*