Группа сенаторов предложила освободить государственные органы экспертизы от обязательной аккредитации

Продолжается острая конкуренция организаций государственной и негосударственной экспертизы в сфере коммерческой проверки соответствия проектной документации, обязательная государственная экспертиза которой не предусмотрена.

Сенаторы Андрей Кутепов и Александр Трембицкий внесли на рассмотрение депутатов Государственной думы РФ законопроект № 515180-8 О внесении изменения в статью 50 Градостроительного кодекса РФ в целях освободить от обязательной  аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектов национальным органом по аккредитации государственные учреждения, уполномоченные органами исполнительной власти на проведение государственной экспертизы.

Ранее государство при поддержке законодателей реформировало и существенно ужесточило правила государственной аккредитации для видов экономической деятельности, подлежащих обязательной аккредитации в целях повышения качества услуг и ограничения доступа на рынок неквалифицированных организаций. В связи с этим процедуры аккредитации существенно усложнились.

Сенаторы предлагают ввести для государственных органов экспертизы преференциальный режим доступа на рынок услуг негосударственной экспертизы, ссылаясь на приказ Минстроя  России от 9 ноября 2022 года № 955/пр определяющий направления профессиональной деятельности экспертов в соответствии с предметом экспертизы, в котором <цитата> «направления деятельности экспертов установлены без разделения на государственную или негосударственную экспертизу» и на соответствие государственных органов экспертизы требованиям Градостроительного кодекса.

Примечательно, что предлагая освободить органы госэксертизы от обязательной регулярной проверки соответствия по правилам государственной аккредитации, Андрей Кутепов и Александр Трембицкий заявляют, что «права и интересы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности Законопроектом не затрагиваются». Вероятно, сенаторам не известно, что правила аккредитации предусматривают не только входной контроль соответствия требованиям  ст.50 ГрК, но и текущий контроль, предусматривающий возможность приостановки аккредитации, возможность судебного оспаривания решений национального органа по аккредитации и строгое соблюдение процедур ведения реестра аккредитованных лиц.

Для несведущих напомним, что основным требованием, предъявляемым к органам экспертизы проектной документации, является наличие в штате необходимого количества специалистов, аттестованных Минстоем России на право проведения экспертизы. Экспертов такой квалификации на рынке труда катастрофически не хватает,  и организации гос- и негос- экспертизы давно и ожесточенно борются за них «не жалея рубля своего». При этом глава Минстроя Ирек Файзуллин недавно предложил повысить квалификационные требования к экспертам после скандала с массовыми случаями приема на государственную экспертизу проектов ОКС, подписанных лицами, не имеющими на это права согласно нормам градостроительного законодательства.

Законопроект  № 515180-8 зарегистрирован 19 декабря 2023 года и направлен председателю Госдумы РФ. Ответственные комитеты и примерная дата рассмотрения законодательной инициативы сенаторов пока не определены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*