Усталость профессионалов

Пресс-конференция РИА-новости

Председатель Комитета ГД РФ по строительству и ЖКХ, член советов НОСТРОЙ и НОПРИЗ Сергей Пахомов в вопросах правоприменительной практики в сфере саморегулирования оказался менее компетентным, чем журналисты отраслевых изданий. Некорректные, а местами просто ошибочные высказывания Сергея Пахомова о работе системы саморегулирования прозвучали 25 июля 2023 года в ходе пресс-конференции, посвященной итогам работы думского комитета в весеннюю сессию, состоявшейся в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня».

Разумеется, многие народные избранники по роду своей деятельности тяготеют к ярким и провокационным высказываниям. Однако что пристало депутату, не всегда к лицу члену коллегиального органа всероссийского профессионального объединения строительных организаций, выполняющих работы по государственным контрактам и работающих в таких социально значимых сферах как капитальный ремонт и долевое жилищное строительство. Особенно, если речь идет об использовании общественных средств или об оценке эффективности применения отдельных законодательных норм.

Не будем голословными. К примеру, вот что сказал депутат и член Совета НОСТРОЙ Сергей Пахомов, отвечая на вопрос об участии СРО в контроле сроков проведения капитального ремонта школ:

«Вот те средства, о которых я говорил <средства компенсационных фондов СРО – ред.>, мы из них разрешили, по-моему, порядка 40 или 80 миллиардов рублей сегодня использовать для финансовой поддержки и так далее. Знаете, сколько использовано? Три или два миллиарда рублей всего!» (Сергей Пахомов. Пресс-конференция РИА-Новости. 25.07.2023г.)

Цифра первая – «40 или 80 миллиардов». С одной стороны, оценка объема средств компенсационных фондов, который может быть выдан членам СРО в виде льготных займов, за три года действия механизма займов неоднократно менялась. Самая большая сумма (в 40 млрд рублей) была озвучена в ходе защиты законопроекта на уровне правительства в 2020 году. Позднее, при более глубоком анализе состояния фондов и обязательств членов СРО, оценка размеров «излишков» компенсационных фондов только уменьшалась. После принятия законопроекта, НОСТРОЙ оценивал объем средств, доступных к заимствованию в 19,6 млрд. рублей. Если учесть, что в компенсационных фондах СРО на начало 2023 года всего находилось порядка 164 млрд рублей (136 млрд – строительных СРО, и 28 млрд – СРО проектировщиков и изыскателей), то названная Сергеем Пахомовым сумма в 80 млрд рублей (49%) излишков выглядит уж совсем фантастической.

Цифра вторая – «три или два миллиарда». За первые полгода действия механизма займов в 2020 году 36 строительных СРО выдали 122 займа на сумму 2,46 млрд рублей. Мера была признана эффективной и неоднократно продлевалась. По данным НОСТРОЙ, за три года СРО выдали займов на общую сумму 11 087 403 918,72 рублей. При этом 6 157 581 843,6 рублей уже вернулись на счета СРО и могут быть использованы вновь.

На неправдоподобные цифры, озвученные Сергеем Пахомовым в ходе пресс-конференции, обратили внимание в издании АНСБ, журналисты которого позднее получили более достоверные сведения в НОСТРОЙ.

Для непосвященных поясним, что вопрос использования средств компенсационных фондов для выдачи займов находится в постоянной повестке национальных объединений уже три года. Данный вопрос (и статистика по нему) неоднократно обсуждались на заседаниях Совета НОСТРОЙ и на Всероссийских съездах Национальных объединений, в которых Сергей Пахомов принимал непосредственное участие. Не говоря о том, что решение о продлении срока действия механизма займов членам СРО уже трижды проходило через Государственную думу и обосновывающие материалы с конкретными цифрами регулярно ложились председателю профильного думского комитета на стол. То есть предположить, что с данной темой Сергей Пахомов не знаком, не получится. А учитывая политическую окраску таких тем, как меры поддержки бизнеса и использование общественных средств, вопиющая неточность высказываний депутата не поддаётся логическому объяснению.

С другой стороны, гадать здесь особо не о чем. Эксперты издания «Правда о СРО» уже писали о мягком переформатировании работы НОСТРОЙ и НОПРИЗ в свете актуальной государственной повестки, и желание депутата показать свою причастность к этой работе легко понять.

«НОСТРОЙ и НОПРИЗ – это два национальных объединения, которые, на наш взгляд, могут дать стране и отрасли гораздо больше, чем это сейчас происходит. Мы провели, приняли определенные кадровые решения и осенью, и весной, переформатировали немного работу и сегодня запускаем работу этих организаций, как площадок для обсуждения новых идей, подходов к развитию отраслей. Мы ставим задачу по максимальному сбору информации, специалистов и т.д. То есть мы будем использовать эти организации в этой части», — пояснил свою позицию Сергей Пахомов, попутно покритиковав основную деятельность СРО и эффективность механизма использования компенсационных фондов для возмещения вреда и обеспечения исполнения договорных обязательств членов СРО.

В целом, послание депутата свелось к тому, что что-то в саморегулировании не так и институт надо совершенствовать. А упомянутые выше цифры должны были его проиллюстрировать.

Стоит отметить, что в выступлениях Сергея Пахомова тезис, что национальные объединения СРО стали надежными партнерами депутатского корпуса, и тезис, что с саморегулированием что-то не так и его надо как-то совершенствовать, чередуются регулярно. Однако до сих пор эти высказывания не выходили за рамки демонстрации активного интереса к совместной работе и мягкого стимулирования законопроектной деятельности. Будем надеяться, что и в дальнейшем переформатирование работы СРО будет ориентироваться на новые конструктивные задачи в контексте уже достигнутого, а не по сценарию «до основания, а затем…».

Возвращаясь к основной теме пресс-конференции, отметим краткие итоги законотворческой деятельности в сфере градостроительства за период весенней сессии.

Всего в программе законопроектной деятельности Комитета по строительству и ЖКХ на весеннюю сессию было запланировано 32 законопроекта, шесть из которых представляют собой поправки в Градостроительный кодекс РФ и так или иначе касаются деятельности саморегулируемых организаций строительного комплекса, их национальных объединений и членов СРО.

Из них лишь один законопроект по итогам весенней сессии был утвержден в качестве закона: Федеральный закон от 10 июля 2023 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты». Документ вводит субсидиарную ответственность саморегулируемых организаций за возмещение вреда собственнику здания, если он причинен в результате некачественно выполненных работ членов СРО строительного комплекса.

Два законопроекта были отклонены по итогам рассмотрения в первом чтении:

  • законопроект № 168840-8 предлагал установить промежуточный уровень ответственности компенсационных фондов, а также наделить специалистов, претендующих на включение в Национальные реестры специалистов, правом самостоятельно выбирать, пройти ли им повышение квалификации или независимую оценку квалификации;

  • законопроект № 1132098-7 предлагал освободить владельцев помещений в многоквартирных домах от финансового участия в содержании прилегающих территорий.

Законопроект № 201512-8, направленный на исключение случаев строительства, ведущегося в рамках мероприятий по технологическому присоединению, из перечня объектов в отношении которых обязательной является проверка достоверности сметной стоимости, был снят с рассмотрения в июле 2023 года — в связи с отзывом инициативы ее авторами.

В отношении законопроекта № 201511-8, направленного на упрощение подготовки документов по планировке территории для проектов комплексного развития, комитет не принял никаких решений в ходе весенней сессии.

Наконец, один законопроект был принят в первом чтении, однако дальнейшее его рассмотрение, очевидно, продолжится в ходе осенней сессии. Речь идет о законопроекте № 134779-8, который позволяет саморегулируемым организациям строительного комплекса, применяющих упрощенную систему налогообложения, использовать компенсационные фонды для уплаты налога на доход, полученный от их размещения и инвестирования.

Осенняя сессия Государственной Думы РФ начнется 5 сентября и продлится до 31 декабря 2023 года.

Комментарии:

  1. Саму по себе неточность или ошибку почти всегда можно объяснить и простить. Но только в том случае, если она никого не дискредитирует…

  2. Любопытно, когда Пахомов говорит «мы», кого конкретно он имеет ввиду —  российский парламент, государство, фракцию ЕдРа или какую то другую группу лиц ?!? 😉

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*