Съезд ФРК: операторы изменят подход

uzenzen

Работа операторов капитального ремонта МКД нуждается в модернизации на основе  риск-ориентированного подхода, цифровизации, организации предупредительной надзорной деятельности и повышения квалификации специалистов.
Об этом завили участники пленарной сессии VIII Всероссийского съезда региональных операторов капитального ремонта, прошедшей 17 ноября 2023 года в Доме Правительства Московской области.

Фото t.me/sapakhomovGD

Выступая в качестве модератора сессии, заместитель министра строительства и ЖКХ Алексей Ересько подчеркнул, что присутствие партнеров, коллег и оппонентов позволит объективно взглянуть на проблемы управления жилым фондом. Созданный в 2014 году, Фонд капитального ремонта (ФКР) ведет работу достойно, хотя и не без сбоев.

Председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин напомнил присутствующим, что ФКР создавались в интересах граждан сраны. Рост собираемости средств в ФКР, а сегодня эта цифра в среднем составляет 95% против 43% в 2013-2014 годах, свидетельствует о росте доверия и понимании необходимости проведения капитального ремонта жилого фонда за счет средств собственников. На сегодняшний день собранные средства не осваиваются: остатки на счетах составляют порядка 90 млрд рулей. Причин тому несколько: качество работы компаний, занимающихся капремонтом, сроки капитального ремонта, обследование домов, которые должны быть подвернуты капремонту, и отсутствие четкой формулировки понятия «капремонт». Очевидно, что речь идет не столько о фасадах, как об основных трех компонентах здания – кровле, фундаменте и инженерной инфраструктуре.

Фото t.me/sapakhomovGD

Сергей Степашин обратил внимание слушателей на актуальность вопроса энергоэффективного капитального ремонта и проблемах замены лифтов. В завершение спикер высказался против наделения фонда ЖКХ контрольными функциями в отношении проводимого капремонта.

Важность создания социально ориентированной модели ЖКХ и риск-ориентированного похода отметил в своем выступлении заместитель начальника Контрольного управления Президента РФ Валентин Летуновский. Комфорт и безопасность – два главных социальных стандарта, и в этой связи перспективная роль жилищной инспекции заключается в обеспечении социальной защиты граждан. Эксперт отметил, что риск-ориентированный подход в системе управления жилым фондом отсутствует. Для того, чтобы перейти к модели ЖКХ 2.0 необходимо создать цифровые системы управления жилым фондом, обеспечить отрасль профессиональными кадрами, вооруженными современными технологиями. Завершая выступление, Валентин Летуновский предложил сформировать дорожную карту по созданию и развитию эффективной системы управления ЖКХ.

Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, известный своей критикой работы ФКР, указал на неспособность капремонта продлевать жизненный цикл домов, регулярно пополняющих фонд аварийного жилья. Эта задача не решается посредством действующей системы капремонта из-за ряда факторов, среди которых отсутствие системности, низкое качество планирования и организации работ, дефицит профессиональных подрядчиков. Там, где существует комплексный подход к решению проблем, ситуация более позитивная. Это показывает опыт Москвы, Московской области, Татарстана, Башкирии, Мурманской, Тверской областей, Калининграда, Ямала.

Конечно, наряду с вопиющими случаями есть и примеры эффективного ведения капремонта, о них, по мнению спикера, нужно рассказывать, вести пропаганду работы ФКР, чаще говорить о позитивном опыте, который, к сожалению, тонет в негативе.

Еще одна проблема – объем принятых обязательств. «Если сравнить его с объемом средств, заложенных в программе, то впору поднимать вопрос об угрозе обманутых капремонтщиков. Предлагаю данные мониторинга пересмотреть с партнерами из исполнительной власти. Речь идет о прямом контроле за финансовой частью, включая возможное изъятие средств в казначейство», — подчеркнул Сергей Пахомов.

Фото t.me/sapakhomovGD

Заместитель начальника управления Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Дмитрий Егупов отметил позитивный факт: жилищная инспекция сосредоточилась на предупредительной деятельности. Решению большинства обозначенных спикерами актуальных проблем должна способствовать дальнейшая модернизация риск-ориентированных систем государственного контроля в жилищно-коммунальной сфере, которая основывается на трех китах: риск–ориентированном подходе, профилактике нарушений обязательных требований и цифровизации. Необходимая для этого нормативно-правовая база уже создана. Новый закон о госконтроле принципиально перестроил систему, правительство издало необходимые нормативно-правовые акты для цифровизации контрольно-надзорной сферы. В частности, постановление Правительства РФ №1670 утвердило общие требования к организации и осуществлению государственного и регионального жилищно-коммунального надзора. Нормативно-правовая база детально отрегулировала новации, устранила неопределенность во взаимоотношении инспекторов и бизнеса, определила правила ведения новых информационных систем в контрольно-надзорной сфере.

Важное направление в работе контролеров и органов горжилнадзора – проведение контрольно-профилактических мероприятий. В 2022 году Госжилинспекция провела почти 135 тысяч мероприятий, в текущем году — уже более 156 тысяч. Переориентация на профилактику нарушений осуществляется, но, к сожалению, не везде. Больше всего профилактических мероприятий провели инспекторы в Москве и Московской области. В некоторых регионах такая работа вообще не проводилась, и это, по мнению спикера, недопустимо.

Что касается риск-ориентированного подхода, президент страны последовательно проводит идею необходимости отказа от сплошных проверок. Инспектор должен приходить только на опасные объекты, в отношении остальных он должен принимать профилактические меры. Новые подходы заложил Федеральный закон №248-ФЗ, а введенный правительством мораторий на проверки позволил заметно сократить число проверочных мероприятий. Второй год подряд прокуроры отклоняют до 2/3 заявок контролирующих органов, в 2024 году плановых проверок будет согласовано еще меньше, чем в нынешнем году.

В 2022 году инспекторы Госжилнадзора провели 28,5 тысяч проверок, за истекший период 2023 года — 48,5 тысяч, то есть в полтора раза больше. Большинство проверок проводится без согласования с прокурором. Статистика прошлых лет показывает, что уровень брака при работе инспекторов жилищного надзора при направлении материалов прокурору достаточно высок, поэтому необходимо провести дополнительную работу по повышению качества направляемых прокурору планов контрольных мероприятий. «И жилищная инспекция, и прокуроры находятся не по разные стороны баррикад, а в одной цепочке ответственных. Мы выполняем взаимосвязанные, но разнонаправленные задачи по обеспечению прав граждан и снижению надзорной нагрузки на бизнес», — подытожил Дмитрий Егупов.

Напомним, что организаторами VIII Всероссийского съезда региональных операторов капитального ремонта выступили Минстрой России и Ассоциация региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов при поддержке правительства Московской области. В ходе мероприятия порядка 400 участников обсудили актуальные вопросы реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов, лучших региональных практик организации систем капитального ремонта, а также законодательные инициативы в этой сфере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*