Саморегулирование: пути к совершенству

uzenzen

Увеличение ответственности специалистов НРС, введение системы рейтингования подрядных организаций, возврат к отраслевому принципу членства в СРО и двухлетний мораторий на изменение федерального законодательства. Таким будущее системы саморегулирования строительного комплекса видят участники круглого стола «Анализ эффективности действующей модели саморегулирования в строительной отрасли и пути ее совершенствования. Развитие независимой оценки квалификации специалистов строительной отрасли», который состоялся 11 апреля 2022 года в рамках деловой программы XXI Всероссийского съезда строительных СРО.

Напомним, под занавес прошлого года Президент России Владимир Путин поручил российскому правительству провести анализ практики применения положений законодательства в сфере строительного саморегулирования и независимой оценки квалификации специалистов.

Круглый стол, прошедший в преддверии Всероссийского съезда НОСТРОЙ собрал на своей площадке организаторов предыдущих встреч, посвященных развитию института саморегулирования и прошедших в Минстрое России, РСПП, ТПП, «Опоре России», Общественной палате, и, по сути, подвел их итоги.

О решениях, принятых на заседании бюро правления РСПП рассказал член правления Анвар Шамузафаров. Он напомнил, что в резолюцию, подписанную президентом РСПП Александром Шохином, вошли предложения, предусматривающие развитие системы рейтингования для членов саморегулируемых организаций, восстановление требований к членству в СРО субподрядных строительных организаций (в зависимости от видов работ и уровня ответственности), использование средств компенсационных фондов СРО в качестве страхового фонда (взамен банковских гарантий) для участия их членов в подрядных торгах и многое другое.

Анвар Шамухамедович подчеркнул, что развитие саморегулирования в заявленном ключе позволит сделать строительные профессии престижными и высокооплачиваемыми и, в конечном счет, избавиться от необходимости привлечения иностранной рабочей силы.

Предложения Российского союза промышленников и предпринимателей поддержали и другие общественные объединения. Член Общественной палаты Российской Федерации Леонид Бандорин добавил, что необходимо качественно запустить систему независимой оценки квалификации специалистов строительной отрасли. Именно по эффективности системы НОК будет оцениваться эффективность всего института саморегулирования в ближайшие два года, отметил он. Леонид Бандорин озвучил предложение ввести мораторий на изменение федерального законодательства в области саморегулирования на ближайшие два года. «Саморегулирование должно искать внутренние пути развития», — сказал спикер. Он также отметил, что итоговая резолюция Общественного палаты еще не подписана.

Марк Геллер напомнил, что подавляющее большинство членов СРО строительной сферы являются субъектами МСП. Рассказывая об итогах обсуждения саморегулирования на площадке «ОПОРЫ РОССИИ», он подчеркнул, что возврат к лицензированию и усиление роли государства в регулировании предпринимательской деятельности там категорически  не рассматривается.

Любопытная точка зрения прозвучала из уст генерального директора Ассоциации «СтройСвязьТелеком» Юрия Мхитаряна, который заявил, что задача саморегулирования значительно шире, чем обеспечение безопасности и качества строительства — саморегулируемые организации должны формировать нравственную систему ценностей для всех участников рынка.

А генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский предложил задуматься о создании системы саморегулируемых организаций, четко определив ее место в системе государственного управления.

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков, в свою очередь, напомнил, что институт саморегулирования — это, помимо всего прочего, шесть тысяч рабочих мест, и призвал коллег «не гнать волну».

Наконец, представители Минстроя России, замминистра, статс-секретарь Светлана Иванова и директор Правового департамента Олег Сперанский еще раз озвучили позицию ведомства по данному вопросу. Так, Олег Сперанский подчеркнул, что любой неэффективной системе найдется альтернатива, но система саморегулирования на сегодняшний день вполне справляется с поставленными задачами. Он добавил, что система должна выступить своеобразным фильтром, позволяющим отсеять с рынка недобросовестных подрядчиков, и предложил учесть специализацию членов СРО в рамках рейтингования.

Между тем один из трех ответственных исполнителей поручения, который глубже всех погружен в правоприменительную практику СРО, публично свою позицию до сих пор не озвучил. К сожалению, обзор правоприменительной практики Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору за прошлый год не дает представления об ее объемах и трендах.

Напомним, Ростехнадзор в последние пять лет оказался вовлечен в десятки арбитражных дел, связанных с саморегулированием. Часть коллизий, ставших предметом судебных разбирательств, урегулировал Федеральный закон № 447-ФЗ. Но часть судебных тяжб далеки от завершения, и готовых решений по их законодательному урегулированию пока не наблюдается.

Из наиболее ярких тем можно вспомнить дошедший до Верховного суда вопрос о регистрации саморегулируемых организаций с добровольным членством.

Другая тема связана с возможностью использования так называемых «излишков» компенсационных фондов СРО. В силу особенностей регулирования системы в компенсационных фондах СРО было аккумулировано больше средств, чем необходимо на покрытие ответственности действующих членов. С одной стороны, законодатели уже трижды разрешали саморегулируемым организациям использовать эти «излишние» средства для выдачи льготных краткосрочных целевых займов. При этом вопрос о порядке возмещения средств, в случае невозврата займа (а такие случаи есть) не урегулирован. С другой стороны, предложение СРО использовать доходы, полученные от размещения средств компенсационных фондов, на содержание аппаратов СРО те же законодатели игнорируют многие годы.

Также отсутствует ясность и единообразие в вопросе исчисления совокупного объема договорных обязательств членов СРО в смешанных контрактах.

Можно предположить, что формирование позиции ведомства усложняет резко сократившиеся из-за моратория на проведение проверок объемы контрольной деятельности. Но, например, тренд на снижение информационной открытости СРО отчетливо виден даже по тем немногим проверкам, которые все же состоялись в этом году.

Как бы то ни было, консолидированные предложения правительства по результатам исполнения поручения президента должны лечь к нему на стол не позднее 1 июля 2022 года, то есть уже через два с половиной месяца. Хотя ключевые инициативы по совершенствованию института саморегулирования в строительстве могут быть озвучены и несколько раньше: например, в ходе Госсовета посвященного строительной отрасли, сообщения о подготовке которого в последние время просачиваются в СМИ.

Комментарий

  1. Мозолевский прав — нужна система СРО сопряжённая с региональной и федеральной исполнительной властью и органами надзора. НО СРО не могут полноценно эту функцию выполнять, несмотря на усилия Глушкова в этом направлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*