Саморегулированию предложили приоритеты

studiostoks

Минстрой России предлагает расширить финансовую ответственность саморегулируемых организаций строительного комплекса перед потребителями работ и услуг.

Соответствующую задачу ставит перед отраслью обновленная Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, проект которой ведомство направило на днях на рассмотрение общественных организаций и профессиональных объединений.

В документе отмечается, что в настоящее время в строительном саморегулировании превалируют экономические и правовые механизмы защиты средств компенсационных фондов перед целенаправленной деятельностью по повышению качества работ и услуг. Усиление ответственности саморегулируемых организаций и их национальных объединений, по мнению авторов стратегии, обеспечит переход от экономических механизмов защиты средств компенсационных фондов СРО к развитию бизнес-сообществом механизмов контроля за деятельностью членов СРО.

Помимо этого, разработчики документа выделяют ряд проблем, на решение которых направлена Стратегия-2035:

  • низкая эффективность института саморегулирования в реализации функций допуска на профессиональный рынок подрядчиков в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;
  • ориентация исключительно на реализацию механизма имущественной ответственности СРО при ненадлежащем исполнении членом СРО своих обязательств;
  • отсутствие связи СРО с другими институтами строительной отрасли;
  • недостаточность требований к специалистам в области строительства. 

При этом основную цель реализации Стратегии-2035 ее авторы видят в создании системы эффективного отбора профессиональных участников строительного рынка, обеспечивающего безопасность строительства, инновационное развитие строительной отрасли, повышение качества работ и услуг субъектов предпринимательской деятельности. 

Для ее достижения планируется реализация следующих мероприятий:

  • создание системы определения уровня компетенции участников строительного рынка по нефинансовым критериям;
  • введение института независимой рейтинговой оценки деятельности подрядчиков, позволяющего определять среди членов СРО одного уровня ответственности их фактические компетенции; 
  • включение в систему саморегулирования строительной отрасли института негосударственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий;
  • создание единого информационного ресурса саморегулирования в отрасли, который будет содержать в том числе единый реестр членов СРО, их обязательств по договорам подряда, синхронизированный со сведениями национальных реестров специалистов, интегрированного в общую информационную систему градостроительной деятельности;
  • обеспечение цифровизации и информационной открытости деятельности СРО и их национальных объединений; п
  • переход от повышения квалификации специалистов к независимой оценке квалификации, ориентированной на системное развитие у работников необходимых профессиональных знаний.

Напомним, что актуальный проект Стратегии развития строительной отрасли является далеко не первым: строительный блок правительства сосредоточился на разработке документа еще в середине 2019 года. Результат их усилий вызвал резкую критику профессионального сообщества и в конце 2019 года вернулся на доработку. Спустя полгода свет увидел новый проект объединенной Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ на период до 2030 года, однако и этот документ вскоре вернулся на доработку, поскольку глава государства передвинул горизонт планирования. Очередная редакция была представлена на суд профессионального сообщества в ноябре 2020 года.

Нынешний проект стратегии существенно переработан: ее авторы больше не говорят об отказе от саморегулирования организаций в пользу саморегулирования специалистов, продолжая, впрочем, настаивать на необходимости повышения квалификации всех участников строительного рынка.

В целом, документ вышел весьма объемным — на 82-х страницах приведены предложения по совершенствованию систем саморегулирования, ценообразования и технического регулирования, стратегия развития жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства, предложения по формированию комфортной городской среды и жилищно-коммунального хозяйства и многое другое.

Замечания и предложения по проекту Стратегии-2035 Минстрой России принимает до 15 октября текущего года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*