Госконтроль откажется от «палочной» системы

Vectorpocket

Минэкономразвития представило основные положения законопроекта о государственном и муниципальном контроле в верхней палате парламента.

Открывая обсуждение, глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов заявил, что необходимо сокращать число внеплановых проверок в отношении предпринимателей, поскольку эти меры контроля порой значительно затрудняют работу бизнеса. «Вместо этого можно было бы запрашивать у них сведения в электронном виде», — считает Андрей Кутепов.

Необходимость реформы системы организации государственного контроля назрела давно. Правительство РФ еще в декабре 2017 года внесло в Госдуму проект закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». 21 февраля 2018 года нижняя палата парламента приняла его в первом чтении. Однако на данный момент Минэкономразвития России разработало новую версию законопроекта, которая была представлена в рамках IX Петербургского Международного Юридического Форума. 16 мая началось ее публичное обсуждение, которое продлится до 13 июня.

На заседании в Совете федерации законопроект представлял замминистра экономического развития Савва Шипов. Он напомнил, что одним из наиболее значимых положений реформы станет отход от «палочной» системы оценки эффективности контроля, в рамках которой результативность измеряется количеством взысканных штрафов, проведенных проверок и т. д. Законопроект закладывает переход к осуществлению контрольно-надзорной деятельности на основе управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В практику реализации государственного и муниципального контроля планируется внедрить принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц и недопустимости множественного контроля.

По словам Саввы Шипова, одним из ключевых нововведений реформы контрольно-надзорной деятельности должно стать внедрение широкой линейки инструментов контроля. «Сейчас используются в основном проверки. А ведь в рамках проверки можно запросить практически любые документы, осмотреть место, взять объяснения. Это может парализовать работу предпринимателя», – заметил чиновник.

В законопроекте помимо проверки предусмотрены контрольные инструменты, которые могут реализовываться с меньшими издержками для контролирующих органов и бизнеса:

  • выездное обследование, предусматривающее возможность для инспектора выехать на местность и просто убедиться в существовании того или иного объекта, провести визуальный осмотр без взаимодействия с контролируемым лицом;
  • контрольная закупка, в ходе которой инспектор совершает действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях проверки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям;
  • мониторинговая закупка, отличающаяся от контрольной тем, что сделку инспектор осуществляет для последующего направления продукции, результатов работ, услуг на испытание, экспертизу, проведения исследования выполненных работ, оказанных услуг на предмет соблюдения предъявляемых к ним требований по качеству и безопасности;
  • выборочный контроль, в рамках которого инспектор вправе изъять образцы продукции для осуществления проверки соблюдения требований по качеству и безопасности;
  • инспекционный визит, в рамках которого инспектор может приехать и осмотреть, исследовать объект, а также опросить контролируемое лицо, получить от него письменные объяснения;
  • рейд, который представляет собой контрольное мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию объектов контроля, осуществления деятельности контролируемыми лицами на определенной территории.

Замминистра подчеркнул, что внеплановые контрольно-надзорные мероприятия могут проводиться, только если срабатывают индикаторы риска. Конкретные индикаторы должны будут устанавливаться подзаконными актами. Кроме того, он указал, что проведение каждого контрольного мероприятия должно фиксироваться в информационных системах. Отдельная глава в законопроекте посвящена информационным ресурсам государственного и муниципального контроля.

Особый акцент в проекте федерального закона сделан на стимулировании добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Планируется при осуществлении контроля сделать приоритетным проведение не контрольно-надзорных, а профилактических мероприятий.

Кроме того, документ предусматривает добровольное использование негосударственных форм контроля и независимой оценки соблюдения обязательных требований и добровольный мониторинг. К негосударственным формам контроля проект относит подтверждение соблюдения обязательных требований независимыми организациями, контроль СРО за деятельностью своих членов и страхование рисков причинения вреда (ущерба). А организация добровольного мониторинга предполагает заключение соглашения контролируемого лица с контрольно-надзорным органом, предусматривающего наблюдение за таким лицом с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, иных средств сбора или фиксации информации. Соответствующие контролируемые лица освобождаются согласно законопроекту от плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении требований, являющихся предметом такого мониторинга.

Савва Шипов заявил, что законопроект планируется принять до конца текущего года. В крайнем случае – в I квартале следующего. В целом реформа должна быть реализована, с учетом предполагаемого переходного периода, к 1 января 2021 года.

В свою очередь, глава Комитета Совфеда по регламенту Вячеслав Тимченко добавил, что при подготовке поправок необходимо учесть работу по подготовке новой редакции КоАП, работа над концепцией которого также должна быть завершена к началу 2021 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*