В сопредельном государстве готовы подвести итоги сбора предложений и замечаний к проекту Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях».
Данный проект был внесен Советом Министров Республики Беларусь 2 сентября 2020 и уже 19 ноября 2020 года был принят в первом чтении Палатой представителей (нижней палатой высшего представительного законодательного органа Белоруссии).
По объему белорусский законопроект больше российского: 52 страницы содержат 31 статью. По сути, в Белоруссии собрали более чем десятилетний опыт саморегулирования в России и изложили (на мой взгляд) доступным языком. Многие нормы практически скопированы с Федерального закона РФ «О саморегулируемых организациях» и других нормативных правовых актов. Собственно этот факт в контексте российской практики саморегулирования и вызывал у предпринимательского и профессионального сообщества Белоруссии ряд вопросов. Некоммерческие объединения начали активно направлять свои предложения и замечания в адрес законодателей.
Так Ассоциация рекламных организаций (АРО) направила в постоянную комиссию по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь предложения в проект Закона.
Как считают в АРО текст законопроекта, принятый в первом чтении, содержит несколько концептуальных недоработок, которые не позволят успешно развиваться саморегулированию в Белоруссии, а именно:
- не прописан практический механизм реализации инициативы бизнеса по запуску процедуры создания саморегулируемой организации;
- нет положения о том, что статус саморегулируемой организации может быть присвоен действующим некоммерческим бизнес-объединениям, которые являются инструментом защиты интересов бизнеса.
В АРО считают, что СРО должна быть максимально независима, должна регулировать весь спектр взаимоотношений и учитывать интересы всех игроков в конкретной отрасли (государство, поставщики и потребители товаров или услуг). В связи с этим предложены правки, ограничивающие степень влияния государственного уполномоченного органа на решения СРО по исключению членов из саморегулируемой организации, по разработке СРО правил предпринимательской деятельности только после регистрации организации, о недопустимости ущемления интересов не входящих в СРО субъектов предпринимательской деятельности.
Особое внимание АРО обращает, что законопроект не содержит положений, регулирующих процедуру определения тех функций государственных органов, которые могут быть переданы в компетенцию саморегулируемой организации (СРО), несмотря на наличие статьи 8 «Признание результатов деятельности саморегулируемой организации» законопроекта аналогичной статье 55 Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В Совете Республики Беларусь сообщили, что во второй половине марта текущего года состоится расширенное заседание комиссии с участием заинтересованных в разработке законопроекта и приславших свои предложения по нему государственных органов и бизнес-ассоциаций.
А что же происходит с поправками в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» в Российской Федерации?
Напомним, что Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2015 № 2776-р утверждена Концепция совершенствования механизмов саморегулирования. Согласно этой концепции Минэкономразвития разработал законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты. Однако данный законопроект так и не был согласован на правительственном уровне, в связи с чем на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации не поступил.
По данным инсайдеров, Минэкономразвития России потерял к нему интерес и старается данный вопрос закрыть. В ведомстве считают нецелесообразной дальнейшую работу с законопроектом, ссылаясь на принятие статьи 55 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», предусматривающей введение института признания деятельности саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, как мы уже писали, для того чтобы институт признания деятельности СРО заработал, необходимо принять отдельное постановление Правительства РФ, устанавливающее:
- критерии, на основании которых осуществляется признание результатов деятельности СРО,
- существенные условия соглашения о признании результатов деятельности,
- порядок заключения, регистрации и прекращения действия соглашения о признании результатов деятельности,
- порядок контроля за соблюдением условий соглашения о признании результатов деятельности саморегулируемой организацией, деятельность которой признается соглашением о признании результатов деятельности.
Однако до настоящего времени проект постановления Правительства РФ, устанавливающий правила признания деятельности СРО, на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов НПА не размещен.
Все это наводит на мысль о том, что в Минэкономразвития России не осталось специалистов разбирающихся в вопросах саморегулирования и отвечающих за его развитие. Как следствие, институт саморегулирования стагнирует и перестает быть существенным инструментом развития гражданского общества в нашей стране.
ПРАВОВЕД
специально для Правды о СРО