Эксперты: универсальный механизм для исключения демпинга в госзакупках отсутствует

Антидемпинговые меры в закупках могут уберечь заказчика от неисполнения контракта, но они должны быть более эффективными. К такому выводу пришли участники круглого стола «Антидемпинговые меры в сфере закупок: практика применения. Ужесточать или ослаблять?», который прошел в Аналитическом центре при Правительстве РФ.

Начальник Управления корпоративных реформ и закупок центра Павел Тихомиров напомнил, что аномальное снижение цены не всегда является мошенничеством. Поставщики могут значительно снизить цены за счет применения инноваций, эффективного производства, приобретения оптовых партий материалов на эксклюзивных условиях и т. д. При этом законодательство обязывает заказчика применять антидемпинговые меры к участникам, которые перешли определенный порог снижения цены на торгах. В противном случае к заказчику, как и к поставщику, будут применены штрафные санкции. Такие меры направлены на защиту заказчиков от неисполнения контрактов, а других участников – от недобросовестной конкуренции.

«Чаще всего демпинг наблюдается в сферах здравоохранения, образования, закупках для региональных и муниципальных администраций, при строительстве автодорог. Мы видим, что меры, предусмотренные в 44-ФЗ, работают, и количество аномально низких цен с каждым годом снижается», – сообщил Тихомиров.

Однако большинство экспертов высказали мнение, что демпинг сам по себе не наносит ущерба заказчику, если предложенная участником цена обоснована, а техническое задание составлено правильно. Такую позицию подтверждает и мировая практика: во многих европейских странах ставка делается не на борьбу с демпингом, а на проверку возможности исполнения обязательств предпринимателем, сделавшим низкое ценовое предложение, рассказали участники круглого стола.

Они отметили, что выработать универсальный механизм для исключения демпинга невозможно. Повысить эффективность борьбы с необоснованно низкими ценами могут отборочные квалификационные требования к участникам. Также участники круглого стола предложили дать заказчикам больше возможностей для маневра при проведении закупок и право отказать в заключении контракта, если недобросовестность исполнителя очевидна. Помимо этого, нужно разработать более точную и достоверную методологию расчета начальной цены договора, исключить условие о предоставлении аванса и оплачивать счета только по факту поставки товара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*