Технический совет НОСТРОЙ выдвинул ряд предложений по формированию Единого государственного реестра в сфере строительства.
Заключение совета по результатам рассмотрения проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания единого государственного реестра в сфере строительства» утвердили на заседании, состоявшемся 5 марта 2021 года. Автором документа выступила рабочая группа под руководством Юрия Десяткова.
Напомним, с 1 января 2022 г. вступают в силу поправки в Федеральный закон No210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части внедрения реестровой модели фиксации результатов оказания услуг. Реестровая модель учета результатов вводится при предоставлении всех государственных и муниципальных услуг . При этом единой информационной системы для учета результатов услуг 210-ФЗ не предусмотрено. Таким образом, к концу этого года федеральные и муниципальные органы власти должны сформировать реестры оказываемых ими услуг самостоятельно.
Реестровому учету подлежат все государственные услуги, результатом которых является возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей заявителя. Результаты предоставления услуги вносятся в информационную систему в обязательном порядке и заявитель получает результат услуги в электронном виде – в своем личном кабинете.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания единого государственного реестра в сфере строительства» подготовленный ФАУ «Главгосэкспертиза России» и рассмотренный ТС НОСТРОЙ направлен на решение этой задачи.
Законопроектом определено, что в отношении каждой государственной (муниципальной) услуги и государственной функции в сфере строительства должен быть создан свой реестр:
- реестр идентификационных номеров строительных проектов;
- реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства;
- реестр разрешений на строительство;
- реестр разрешений на ввод объекта в эксплуатацию;
- реестр ЗОС.
Предполагается, что каждый из реестров будет агрегировать информацию с учетом полномочий федерального, регионального и муниципального уровней власти, при необходимости, переходя с вышестоящего уровня на нижестоящий и обратно.
Согласно заключению, по результатам проведенного анализа Технический Совет НОСТРОЙ поддерживает законопроект, считает его актуальным и своевременными. Вместе с тем эксперты высказали ряд замечаний и предложений, которые могут быть учены при дальнейшей его доработке.
В частности, члены ТС отмечают, что в действующем законодательстве и в проектируемых нормах о едином государственном реестре в строительстве (ЕГРС) сделан акцент на разрешительные функции государственных и муниципальных органов, в том числе по выдаче заключений экспертизы, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию.
«При этом такой этап жизненного цикла здания, строения, сооружения как процесс строительства (реконструкция, капитальный ремонт) в вопросах формирования государственных информационных систем, единых реестров информации об объекте капитального строительства упущен», — говорится в документе.
Основным источником сведений, материалов и информации о создании (изменении) объекта капитального строительства на этапе строительства, реконструкции, капитального ремонта в составе жизненного цикла является исполнительная документация.
«Однако, исполнительная документация не включена в состав сведений, информации, материалов об объекте капитального строительства, которая должна содержаться в государственных информационных системах. Отсутствует возможность направления исполнительной документации в целях осуществления регионального государственного строительного надзора через порталы государственных услуг в электронной форме», — отмечают в ТС НОСТРОЙ.
В этой связи Технический Совет предлагает включить в законопроект норму о формировании Реестра исполнительной документации, в котором будут размещаться документы, сведения, материалы и информация, входящими в состав исполнительной документации.
По мнению членов ТС, в ЕГРС также должны регулярно вноситься результаты строительного контроля, а также акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Также в целях сокращения сроков обязательных процедур предлагается сократить планируемый срок внесения сведений в ЕГРС с 30 дней до 7 дней. А также уточнить в законопроекте положения об органе, который присваивает уникальный идентификационный номер объекта и указать период (этап), на котором присваивается идентификационный номер.
Полный текст заключения Технического совета НОСТРОЙ доступен по ссылке.
Напомним, что протокольное решение Технического Совета направить утвержденное заключение в Минстрой России и ФАУ «Главгосэкспертиза России» для учета мнения профессионального сообщества носит для исполнительной дирекции НОСТРОЙ рекомендательный характер.
На НОСТРОЙ пишут, что ТС рассмотрел «поступившей из Минстроя России Концепции совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли». Может кто ещё видел эту концепцию? И как её сочиняют до утверждения Стратегии интересно?!