Технический совет рекомендует

vectorstok

Эксперты НОСТРОЙ предложили определить цели, принципы и структуру системы отраслевых нормативных документов до внесения изменений в перечень обязательных требований в строительстве.


Технический совет НОСТРОЙ 19 февраля 2021 года утвердил заключение на проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. № 985». Ранее проект постановления был опубликован для общественного обсуждения, и члены Технического совета (ТС) не упустили шанс озвучить проблемы, связанные с системой технического регулирования стройки.

В подготовленном заключении члены ТС далеко вышли за пределы заявленной темы и посмотрели на вопросы принятия решений в области технического регулирования максимально широко. В целом озвученные в документе проблемы и предложения далеко не новы (на различных площадках их озвучивают уже больше десяти лет), но от этого они не перестали быть актуальными. А на фоне многочисленных документов и инициатив, которые в последние годы с неприличной активностью производит исполнительная дирекция НОСТРОЙ, данное заключение выгодно выделяется и свидетельствует, что в саморегулируемом сообществе ещё остались профессионалы – строители, не утратившие голос за период вынужденного длительного молчания.

Посыл прост. Члены ТС констатируют, что существующая система подготовки документов технического регулирования обязательного применения субъективна, неповоротлива, тормозит развитие технологий и удорожает строительство. Прежде чем утверждать новые перечни обязательных требований необходимо договорится о терминах (создать Глоссарий), провести ревизию существующих документов на предмет дублирования требований и выявления протекционистских норм, создать механизм актуализации и оперативного внесения изменений в действующие нормативные документы.

Эксперты ТС отмечают, что «отсутствие основного нормативного документа, определяющего основные цели, принципы, структуру Системы нормативных документов в строительстве, требований к содержанию, построению, порядку разработки и применения привело к появлению такой массы нормативных документов, требования которых уже не поддаются их изучению и применению, что приводит к правовому нигилизму в профессиональном сообществе».

Учитывая перспективу появления централизованной базы технических документов в строительстве, ТС фактически предлагает передать функции по утверждению перечня обязательных требований в ведение Минстроя России. Как отмечено в заключении, «перечень обязательных к применению документов утверждается Правительством РФ, что усложняет и удлиняет процедуру его принятия и снижает ответственность Минстроя РФ за принятые решения».

За основу системы нормативных документов ТС НОСТРОЙ предлагает взять параметрический метод нормирования, который применяется в подавляющем большинстве экономически развитых государств:

«Придерживаясь стратегии перехода к параметрическому методу нормирования, Технический Совет считает необходимым проведение полного анализа существующей базы нормативных технических документов в строительстве с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, технических комитетов по стандартизации, профессиональных объединений и ассоциаций (НОСТРОЙ, НОПРИЗ), а также органов экспертизы и надзора на предмет их необходимости, достаточности, актуальности, исключения дублирования и внутренних противоречий, и оптимизировать объекты и аспекты регулирования с учетом их жизненного цикла.

Технический Совет считает необходимым разработку механизма перехода на параметрический (функционально-ориентированный) метод нормирования, позволяющий использовать при проектировании и строительстве альтернативные нормативно-технические документы (региональные, международные, наднациональные, стандарты национальных объединений на процессы выполнения работ, стандарты корпораций и т.д.):

    • четко определить критерии и параметры во избежание неоднозначного толкования норм параметрического метода;
    • опередить состав документов, необходимых для реализации перехода на параметрический метод нормирования.»

Члены ТС напоминают, что фундаментальный принцип параметрического нормирования может успешно реализовываться как в стандартах национального уровня, так и в стандартах организаций. И здесь немаловажную роль могут играть стандарты Национальных объединений на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.

И ещё один важный аргумент в пользу перемен. По мнению экспертов, действующая система утверждения обязательных норм привела к тому, что сейчас деление требований на обязательные, рекомендуемые и добровольные является «чисто субъективным». В частности, к рекомендуемым оказались отнесены нормы и требования, которые непосредственно влияют на обеспечение устойчивости и безопасности зданий и сооружений. Например, параметры ветровых и снеговых нагрузок, определение исходной сейсмичности территорий РФ, ограничения, связанные с размещением объектов в зонах, опасных для жизнедеятельности человека и т.д.

Подготовленное ТС НОСТРОЙ заключение внушает надежду, что вопрос о необходимости развития системы технического регулирования вернется в повестку Национального объединения строителей. Впрочем, надежду призрачную, т.к. сейчас совет является консультативно-совещательным органом и его решения для руководства НОСТРОЙ носят сугубо рекомендательный характер. Счёл ли необходимым президент НОСТРОЙ Антон Глушков исполнить протокольную рекомендацию членов ТС о направлении утвержденного заключения в Минстрой России, широкой общественности не известно.

Напомню, что о необходимости перехода на параметрический метод нормирования, участники рынка и эксперты в области технического регулирования в строительстве говорят с самого начала введения саморегулирования в строительной сфере. Поначалу активным лоббистом перемен в сфере технического регулирования выступал НОСТРОЙ. При поддержке Ефима Басина процесс возглавляла признанный эксперт Лариса Баринова. Чуть позже к активной работе в этом направлении присоединился НОПРИЗ, разработавший в 2016 году Концепцию совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли (заключение ТС во многом совпадает с предложениями НОПРИЗ 2016 года см. слайд 36). Однако в связи с тем, что с 2013 по 2018 год во главе министерства строительства стоял выпускник московского института культуры, музыкант Михаил Мень, разговаривать о фундаментальных переменах в техническом регулировании стройки в ведомстве было просто не с кем.

Надежда на перемены появилась у профессионалов в прошлом году. После отставки кабинета министров «строительным» вице-премьером был назначен Марат Хуснуллин, прошедший в отрасли путь от председателя строительного кооператива и директора строительной торгово-промышленной фирмы до министра строительства Республики Татарстан и заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства. Волевой и заинтересованный руководитель, эксперт в вопросах регулирования и экономики инвестиционных процессов, на новом посту Хуснуллин столкнулся с двумя противоречивыми задачами. В политической плоскости ему необходимы быстрые и наглядные отчеты об успехах и достижениях. В практической – необходимо создать базовую платформу для отраслевого развития, а значит перестроить систему государственного управления строительством в масштабах страны. И хотя сроки реализации национальных целей в прошлом году были существенно сдвинуты вправо, при существующей системе госуправления инвестиционными процессами и строительством многие эксперты сомневались в их принципиальной достижимости. Механизм перемен запущен, но отчеты о росте объемов и инвестиций нужны правительству уже сейчас. В силу политического давления, времени для поступательного развития недостаточно. Реформа управления столичным градостроительным комплексом заняла несколько лет, сколько лет потребуется для преодоления десятилетий застоя в масштабе федерации — большой вопрос. А к чему приводит поспешность, участники рынка уже видели на примере скоростного принятия Постановления Правительства РФ от 4 июля 2020 г. № 985, необходимость корректировки которого стала очевидна сразу после его публикации.

Удастся ли строительному блоку кабинета министров соблюсти баланс между качеством и сроками принятия решений, покажет время. Готовность к реальному диалогу с профессиональным и предпринимательским сообществом Марат Хуснуллин и Ирек Файзуллин демонстрировали неоднократно, но круг участников выработки стратегических решений, увы, не совпадает с отраслевыми границами.

Общественное обсуждение проекта Постановления Правительства РФ об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений закончилось 22 февраля 2021 года.

В рамках процедуры было получено 333 отзыва, ни один из которых разработчиками не будет учтён. Правда, большая часть отзывов содержит единообразные замечания – владельцы ветеринарных клиник организованно выступили против вероятного запрета на их размещение в цокольных этажах жилых домов. Но сути это не меняет, замечания и предложения абсолютно всех участников общественного обсуждения будут проигнорированы.

Pro Sro

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*