Несмотря на сложившуюся судебную практику, саморегулируемые организации продолжают доказывать, что Фонды капитального ремонта являются техническими заказчиками.
В деле № А32-12044/2023 на помощь профессиональному сообществу пришло Национальное объединение строителей, которое хоть и проиграло в разбирательстве, но получило в судебном решении следующее важное обоснование:
«В соответствии с частью 2 ст. 182 ЖК РФ на регионального оператора (ФКР) в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме возложены обязанности, идентичные функциям технического заказчика, установленными пунктом 22 статьи 1 ГрК РФ и п.п. 4.1, 4.3, 6 ГОСТ Р 57363-2016 Управление проектом в строительстве.
Таким образом, ФКР в силу закона осуществляет функции технического заказчика при оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
По смыслу нормы права, установленной ч. 11 ст.60 ГрК РФ ответственность технического заказчика и лица, выполнившего работы по строительству является солидарной».
В деле № А41-5768/2023 Ассоциация «Объединение строителей Подмосковья» сумела убедить Арбитражный суд Московской области в том, что ФКР Москвы является техническим заказчиком. В решении, вступившем в силу, отражено следующее:
«Одной из функций регионального оператора является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (пункт 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ).
При выборе ФКР Москвы (регионального оператора) в качестве способа аккумулирования фонда капитального ремонта МКД согласно п. 2. ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники МКД передают свои функции по заключению договоров с подрядчиками на проведение капитального ремонта МКД специализированной организации (техническому заказчику), т.е. ФКР Москвы (региональному оператору).
В Уставе ФКР Москвы одной из функций регионального оператора является — осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда (регионального оператора).
Заключенным договором с подрядчиком, членом СРО, предусматривается обязанность ФКР Москвы осуществлять контроль за производством работ, их качеством и сроками выполнения, а также — осуществлять строительный контроль.
ФКР г. Москвы является техническим заказчиком и в силу функций технического заказчика осуществляет строительный контроль (ч.2 ст. 53 ГрК РФ).
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (ч.1 ст. 53 ГрК РФ).
В исковом заявлении ФКР Москвы подтверждает осуществление им строительного контроля в качестве технического заказчика ссылаясь на пункт 5.1.9.1. договора.
Из приведенных норм ФКР Москвы, являясь техническим заказчиком, в силу норм законодательства Российской Федерации, а также в силу норм заключенного договора на проведение капитального ремонта МКД должен был осуществлять строительный контроль при выполнении работ по капитальному ремонту МКД».
В дополнение отметим, что Минстрой России в своих письмах от 03.11.2021 № 26759-ОГ/06, от 22.11.2021 № 27903-ОГ/06 и от 24.11.2021 № 28166-ОГ/06 высказывал следующую позицию:
«Можно сделать вывод, что региональный оператор осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД»;
«Исходя из буквального толкования нормы части 11 статьи 60 ГрК РФ, ответственность по возмещению вреда лежит как на региональном операторе, так и на лицах, указанных в пунктах 1, 1.1, 2, 3, 3.1, 4 части 11 статьи 60 ГрК РФ».
И в письме Минстрой России от 12.02.2021 № 5265-ТБ/02 указано, что исходя из совокупности положений ч.2 ст. 53 и ч.22 ст. 1 ГрК РФ строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, снова объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 и ч.2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Продолжение следует