О конкурентных и неконкурентных закупках

uzenzen

Вопрос о том, заключается ли контракт путем неконкурентной закупки в случае, если конкурентная закупка не состоялась неоднократно рассматривался судами различных инстанций. На сегодняшний день однозначной судебной практики не сложилось, но по больше части она складывается не в пользу саморегулируемых организаций.

В каких же случаях закупка является не конкурентной? Ответим на этот вопрос на примере Публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства».

ППК «Единый заказчик в сфере строительства», созданная в феврале 2021 года, осуществляет функции государственного заказчика в рамках обеспечения строительства объектов гражданского направления.

Согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», организация разработала и утвердила «Положение о закупке товаров, работ, услуг публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства». Статьей 9 указанного положения о закупках определены способы закупок: конкурентные и неконкурентные.

При этом в части 3 статьи 9 указываются не конкретные способы закупок, а критерии их отнесения к конкурентным закупкам. Перечень конкурентных закупок приводится в части 4 указанной статьи:

  1. открытый аукцион (в том числе в электронной форме);
  2. открытый конкурс (в том числе в электронной форме), двухэтапный конкурс (в том числе в электронной форме);
  3. открытый запрос предложений (в том числе в электронной форме);
  4. открытый запрос котировок (в том числе в электронной форме);
  5. закрытый аукцион;
  6. закрытый конкурс;
  7. закрытый запрос предложений;
  8. закрытый запрос котировок.

Далее в документе описывается порядок осуществления конкурентной закупки, где одним из пунктов значится составление протокола с указанием причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой.

При этом под неконкурентной закупкой понимается закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным для конкурентных закупок. Способы и случаи проведения неконкурентной закупки установлены в статье 24 Положения о закупках.

Там же указывается, что под закупкой у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ закупки без проведения конкурентных процедур, при котором заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) либо принимает предложение о заключении договора от одного поставщика (исполнителя, подрядчика), а также в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися, в соответствии с условиями Положения о закупках.

Таким образом, заключение договоров, вследствие любых конкурентных закупок, которые были признаны протоколом несостоявшимися, осуществляется на основе неконкурентной процедуры, а именно с единственным поставщиком.

Учитывая, что Положение о закупках разработано в строгом соответствии с законодательством РФ о закупках, аналогичные нормы должны быть закреплены во всех положениях о закупках, разрабатываемых организациями, подпадающими под действие Федерального закона №223-ФЗ.

Полагаем, что данное положение можно также использовать в качестве доказательственной базы при спорах с ФКР, так как единство требований о переходе от конкурентной процедуры вследствие ее признания несостоявшейся к закупке у единственного поставщика является незыблемым для всех участников закупок согласно Федеральным законам №44-ФЗ, №223-ФЗ и постановления правительства №615 от 1 июля 2016 года.

Правовед
специально для Правда о СРО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*