Неформальное объединение из нескольких юристов СРО регулярно обращается в федеральные органы власти за разъяснениями различных нюансов работы саморегулируемых организаций в динамично меняющемся правовом поле.
В текущем месяце Лига юристов СРО опубликовала три письма Минстроя России, непосредственно касающихся деятельность саморегулируемых организаций, их членов и их национальных объединений.
В частности, в письме № 18211-ОГ/02 от 4 июля 2023 года Минстрой России дал дополнительные разъяснения по вопросу обязательных к исполнению запросов, которые национальные объединения направляют в саморегулируемые организации для исполнения своих функций.
Ведомство напомнило, что основная цель национальных объединений саморегулируемых организаций, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, состоит в соблюдении общественных интересов саморегулируемых организаций, обеспечении представительства и защиты их интересов в органах государственной власти, обеспечения взаимодействия СРО и органов государственной власти, потребителей строительной продукции.
Для реализации указанной цели национальные объединения получили не только соответствующие функции, но и право направлять в саморегулируемые организации обязательные к исполнению запросы, которое позволяет НО СРО при сохранении у государства контрольных функций осуществлять постоянное наблюдение за профессиональными участниками строительного рынка для выявления его недобросовестных участников.
При этом законодательство о градостроительной деятельности не содержит каких-либо положений, возлагающих на НО СРО не свойственные им функции, и не устанавливает широту усмотрения при направлении запросов.
При возникновении вопросов к содержанию такого запроса адресат может обратиться в Минстрой России, как в орган, осуществляющий федеральный государственный контроль за деятельностью НО СРО, в целях проверки соблюдения Национальным объединением саморегулируемых организаций требований ГрК РФ.
В письме № 18737-ОГ/02 от 11 июля 2023 года Минстрой России разъяснил, какая дата считается датой прекращения членства юридического лица или индивидуального предпринимателя в саморегулируемой организации в случае добровольного выхода из нее.
ГрК РФ устанавливает обязанность СРО вести реестры своих членов в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. А Правила формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций (…) предполагают, что при поступлении в саморегулируемую организацию заявления о добровольном прекращении членства СРО в тот же день формирует и размещает в соответствующем разделе реестра членов СРО в составе Единого реестра сведения о прекращении членства. Таким образом, датой прекращения членства юридического лица или индивидуального предпринимателя в саморегулируемой организации в случае добровольного выхода из нее является дата поступления соответствующего заявления в адрес СРО.
Наконец, письмом № 18291-ОГ/02 от 5 июля 2023 года Минстрой России разъяснил порядок действий саморегулируемых организаций строительного комплекса для приобретения права организации взаимодействия региональных органов исполнительной власти и представителей застройщиков при реализации механизма комплексного развития территорий.
Ведомство напомнило, что деятельность некоммерческих организаций, к которым относятся саморегулируемые организации, регулируется помимо ГрК РФ и Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» также Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно статьям 65.1, 123.1 и 123.8 ГК РФ саморегулируемая организация является корпоративной организацией. Участники корпоративной организации приобретают корпоративные права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.
Одна из функций саморегулируемых организаций, закрепленных законодательством, состоит в представлении интересов членов СРО в их отношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Кроме того, СРО вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции.
В свою очередь, устав некоммерческой организации должен содержать в том числе цели деятельности организации, полномочия органов управления организации, порядок принятия решений органами управления, а также может включать иные положения, не противоречащие законодательству.
К компетенции общего собрания членов СРО отнесено в том числе определение приоритетных направлений деятельности саморегулируемой организации.
Таким образом, иные функции, компетенции должны быть определены саморегулируемой организацией с учетом основных целей ее создания в уставе саморегулируемой организации, а также в приоритетных направлениях ее деятельности.