Счетная палата: с принятием 44-ФЗ ситуация в госзакупках не изменилась

Счетная палата РФ представила отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 год».

Согласно выводам аудиторов, система госзакупок стагнирует, и по-прежнему характеризуется ядом негативных явлений:

  • преобладанием неконкурентных способов закупок (около 70%),
  • неизменным уровнем конкуренции (около трех заявок на лот),
  • недоверием участников рынка.

— Мы видим, что на практике создать эффективную систему регулирования всего «жизненного» цикла закупок так и не удалось. Функционирование контрактной системы сосредоточено в основном в рамках закупочных процедур что, по сути, не сильно отличается от ситуации, которая существовала до 2014 года, когда закупки осуществлялись на основе закона № 94, – считает аудитор СП Алексей Каульбарс.

Развитию системы препятствует непонимание интересов участников закупок со стороны регулятора. Большинство участников считают закупку эффективной, если по ее результатам поставлен качественный товар и контракт исполнен в срок, тогда как регулятор ориентируется на достигнутую экономию и количество участников закупки. В СП считают, что критерии оценки эффективности  закупок со стороны регулятора нуждаются в уточнении.

Другая проблема связана с ценообразованием. Практически половина нарушений, которые ежегодно выявляет Счетная палата в сфере закупок, связаны с обоснованием цены. 2019 год не стал исключением: почти половина финансовых нарушений, допущенных при закупках в рамках 44-ФЗ, приходится на нарушения при обосновании НМЦК.

Счетная палата РФ по итогам 2019 года выявила 839 нарушений при проведении закупок и исполнении госконтрактов на общую сумму 236,6 млрд рублей, что на 7,7% выше, чем в 2018 году.

Согласно отчету ведомства, более 50% от общего количества нарушений приходятся на этапы планирования закупок и исполнения контрактов, то есть на этапы, которые наиболее сопряжены с коррупционными проявлениями.

По мнению аудиторов, развитию системы госзакупок препятствуют:

  • сложность и нестабильность законодательства о закупках. В 2019 году Закон № 44-ФЗ изменялся восемь раз и в его развитие было принято 55 НПА;
  • усилия регулятора направлены на совершенствование процедуры закупок, а не на достижение их результативности и повышение качества;
  • единая информационная система в сфере закупок в настоящее время не может быть использована как надежная основа для цифровизации закупок.

Предложения Счетной палаты Российской Федерации:

  • закрепить в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок способ реализации принципа ответственности за эффективность закупок (определив понятие и критерии эффективности осуществления закупок);
  • разработать нормативный правовой акт, регулирующий общий порядок формирования НМЦ контрактов при осуществлении государственных и муниципальных закупок, в том числе с учетом отраслевой специфики;
  • завершить формирование информации в ЕИС об исполнении контракта в структурированной форме, позволяющей в автоматическом режиме проводить ее обработку, анализ и контроль.

Смотреть отчет СП по госзакупкам 2019г

Комментарий

  1. «76 % общего объема закупок в рамках Закона No 44-ФЗ составляют контракты, заключенные с единственным поставщиком, и несостоявшиеся закупки; в рамках Закона No 223-ФЗ на закупки, осуществленные прочими способами, и закупки у единственного поставщика приходится 86,1 %» — это все что нужно знать о конкурентных закупках…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*