ФАС России квалифицирует действия заказчиков по заключению контрактов по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, как уклонение от проведения конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе, а также как антиконкурентное соглашение между заказчиком и хозяйствующим субъектом.
Как отмечается в письме ФАС от 24 октября 2019 г. NИА/93181/19 «По вопросам об осуществлении закупок недвижимого имущества», при покупке не построенного объекта не соблюдаются следующие условия, предусмотренные 44-ФЗ:
- размещение в ЕИС проектной документации;
- установление предквалификационных требований, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99;
- требование о членстве участника закупки в соответствующей СРО.
Также в письме указаны признаки намеренного «обхода» закона Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного контрагента готового объекта недвижимого имущества в соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, среди которых:
- заключение муниципального контракта до подписания соглашения о представлении субсидии муниципальному образованию;
- непроведение конкурентных процедур после отмены проведения торгов, в том числе во исполнение предписания антимонопольного органа;
- заключение контракта на более выгодных для подрядчика условиях, по сравнению с условиями документации о ранее состоявшемся и отмененном аукционе;
- предоставление земельного участка, строительство объекта по заказу заинтересованных в этом лиц до принятия соответствующего решения.