Саморегулируемые организации вправе устанавливать дополнительные требования к членским организациям в части минимальной численности и квалификации специалистов, включенных в Национальный реестр специалистов.
К такому выводу пришли эксперты Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ по итогам анализа законодательства о градостроительной деятельности и саморегулируемых организациях, а также судебной практики по данному вопросу.
Так, внимательное изучение пункта 7 статьи 55.5 Градостроительного кодекса России позволило установить, что требования к минимальной численности специалистов организации могут быть увеличены саморегулируемой организацией, в том числе при работе таких специалистов на объектах культурного наследия, а также технически сложных и потенциально опасных объектах капитального строительства.
Очевидно, требования, устанавливаемые саморегулируемыми организациями во внутренних документах и стандартах, не могут быть ниже минимальных требований, установленных частью 6 статьи 55.5 Градкодекса России и предусматривающих наличие у специалистов высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет. В членской организации, напомним, должно быть не менее двух таких специалистов.
Вывод экспертов НКК НОСТРОЙ подтверждается Решением Арбитражного суда Рязанской области по иску ООО “Строй Плюс” к региональному УФАС.
Согласно материалам дела, Министерство строительного комплекса Рязанской области при проведении закупки на выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, установило требование о наличии у подрядной организации не менее восьми специалистов, включенных в НРС в области строительства. Истец не соответствовал указанному требованию, на основании чего его заявка была отклонена, а сам он обратился за защитой своих прав в Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области. Однако УФАС сочло действия регионального Минстроя обоснованными, что и послужило основанием для рассматриваемого иска.
В свою очередь, Арбитражный суд отметил, что у регионального оператора не имеется полномочий произвольно устанавливать требования к участникам предварительного отбора в части наличия у них в штате минимального количества квалифицированного персонала. “Такие требования устанавливаются в зависимости от требований, установленных саморегулируемой организацией для определенного вида работ и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору” — указанно в судебном решении, которое впоследствии было подтверждено постановлениями Апелляционного и Кассационного судов.
Кроме того, в аналитической справке НКК НОСТРОЙ отмечается, что в качестве одного из двух требуемых специалистов могут рассматриваться индивидуальный предприниматель или руководитель юридического лица, самостоятельно организующие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт — при условии его включения в НРС и наличия высшего образования соответствующего профиля и пятилетнего стажа работы по специальности.
В завершение не можем не согласиться с выводами наших коллег по перу с телеграм-канала “Бесславные строители”: вопросы, которые столь подробно анализирует Научно-консультативная комиссия НОСТРОЙ, измельчали, если не сказать “высосаны из пальца”.