Министерство труда и социальной защиты РФ опубликовало Методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности при государственных и муниципальных закупках. Задача рекомендаций – организация работы заказчика, направленной на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Методические рекомендации подготовлены в целях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного Президентом РФ Владимиром Путиным, и направлены на оказание помощи в организации работы государственных организаций осуществляющих закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Рекомендации предлагают алгоритм работы сотрудников, ответственных за выявление конфликта интересов, для которых законодательство предусматривает персональную ответственность за несоблюдение при закупках антикоррупционных правил.
Согласно позиции Минтруда, деятельность по профилактике коррупционных и иных правонарушений в зависимости от условий осуществления возложенных на них функций может быть разделена на общие профилактические и аналитические мероприятия.
К профилактическим относятся мероприятия направленные:
- на определение перечня должностей, при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (если применимо);
- проведение консультативно-методических совещаний для информирования работников, участвующих в осуществлении закупок, о положениях законодательства РФ о противодействии коррупции, в том числе с ежегодной добровольной оценкой знаний.
Аналитическая работа предполагает:
- анализ имеющейся в распоряжении органа (организации) информации, способствующей выявлению личной заинтересованности;
- формирование профиля работника, участвующего в закупочной деятельности;
- формирование профиля участников закупок;
- перекрестный анализ сформированных указанных профилей для выявления личной заинтересованности.
При выстраивании системы антикоррупционных мер организациям следует уделить особое внимание соблюдению норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Кроме того, ведомство напоминает, что все организации, независимо от формы собственности, обязаны разрабатывать и принимать документ о мерах противодействия коррупции, в которые входят меры, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
Комплексное проведение перечисленных выше мероприятий должно положительно повлиять на снижение количества коррупционных правонарушений в сфере закупок, а также снизить риски привлечения организации и ее должностных лиц к ответственности за коррупционные проявления.
В российском законодательстве закреплен принцип недопущения конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком. Последствия несоблюдения этого требования участниками закупки достаточно серьезны. Как свидетельствует Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016), государственный (муниципальный) контракт, заключенный при наличии конфликта интересов между победителем торгов и заказчиком, ничтожен.
Вместе с тем, для компаний-поставщиков трудовое законодательство (за исключением ряда случаев) не предусматривает оснований для применения к работникам дисциплинарных мер за нарушение антикоррупционного регулирования. На практике это означает, что работник поставщика, допустивший нарушение законодательства о закупках и создавший для компании существенные риски, зачастую не может быть ни уволен, ни даже подвергнут дисциплинарному взысканию в форме выговора.
Чтобы предотвратить возможные негативные последствия для поставщика услуг, работодателям рекомендуют разработать локальные нормативные акты (политики и/или должностные инструкции), детально регламентирующие обязанности работников в сфере противодействия коррупции, в том числе с учетом новых Методических рекомендаций.