Закат саморегулирования*

На вашем портале <Правда о СРО – ред.> уже писали о коренных изменениях в системе определения исполнителя госзаказа в сфере строительства, к которым может (или неизбежно должна) привести так называемая «реформа СРО». Однако сказанных слов явно недостаточно, чтобы обозначить перемены и сдвиги, уже произошедшие в российской системе строительного саморегулирования.

Так случилось, что по воле невидимых кукловодов из публичного поля как метлой смело рефлексирующих идеологов, активных участников и ярых оппонентов института саморегулирования, становление которого мы наблюдали в 2008-2013 гг. Рассуждать на эту тему стало вдруг как-то не популярно. Осознание происходящих и уже произошедших в саморегулировании процессов резко затормозилось. Вместе с тем, мы очутились в новой реальности, жесткие границы которой участники строительного рынка глубоко прочувствуют в наступающем году.

Пока строительные и проектные СРО бились за выживание, пытаясь исполнить требования 372-ФЗ и не сдохнуть по дороге, в публичном поле произошла пара примечательных, но неприметных событий. Точнее, не произошла. Так, весной этого года из программы «Недели российского бизнеса-2017» на площадке РСПП бесследно исчез VII Всероссийский Форум саморегулируемых организаций (бессменный модератор Форума Виктор Плескачевский исчез с радаров годом раньше). Планируемые на 2017 год изменения в 315-ФЗ были забыты, а ежегодный доклад Минэкономразвития «О состоянии развития саморегулирования в России» так и не вышел. Коллеги из ТПП на днях по-тихому отменили V Международную конференцию «Практическое саморегулирование», традиционно проходившую в декабре. Что касается саморегулирования в строительстве, то 372-ФЗ и неподражаемый стиль управления президента НОСТРОЙ А.Молчанова привели к полному исчезновению со страниц отраслевой прессы авторских статей и ярких выступлений на тему СРО.

В этом контексте внезапный уход в начале 2016 года с поста президента НОСТРОЙ Н.Кутьина уже не выглядит таким уж внезапным. Возможно, это был малый внешний признак кардинальной смены государственной политики в сфере саморегулирования (хотя некоторые полагают, что именно тогда было принято решение об изменении доктрины экономического развития, что весьма спорно – была ли она вообще?!). Мы не будем распыляться на СРО оценщиков или управляющих – там идут схожие процессы. Ограничимся строительными.

Блицкриг-2016 миллиардера Андрея Молчанова в НОСТРОЙ хоть и довольно дорого ему обошелся в рублевом эквиваленте, но оказался весьма успешен: поборники свободы предпринимательства, защитники малого и среднего бизнеса были безжалостно подавлены, оппоненты – лишены права голоса, идеологи – уволены за ненадобностью, отраслевые тяжеловесы СРО – стреножены и разведены по стойлам. Во второй половине 2017-го темы «профессионального саморегулирования», «развития саморегулирования», «целей и задач саморегулирования» и т.п. пропали из информационного поля.

Предлагаю участникам рынка и экспертам, проигравшим административной системе распределения госзаказа в борьбе за построение института профессионального саморегулирования строительного рынка, потратить некоторое время на размышления об итогах и результатах этой борьбы. Проигран только один из раундов, таймов, периодов… Вопросы управления качеством и безопасностью строительства по-прежнему не решены, а значит, возвращение к теме участия профессионалов в данном процессе – вопрос времени.  Не решен и вопрос снижения коррупционных издержек. Их размер, кстати, не только не сократился, как можно было бы ожидать в условиях кризиса и снижения объемов строительства, но, напротив, существенно подрос. Причины этого явления кроются не в возросших аппетитах заказчиков, притязания которых давно закрепились на уровне 30-40%, а в стремительном сокращении банковского сектора и системных ударах оголодавших силовиков по обороту наличных средств.

Для затравки предложу несколько неряшливых дискуссионных тезисов относительно произошедших перемен.

  • Содержание понятия «саморегулирование» не имеет никакого отношения к действующей системе строительного саморегулирования. Институт саморегулирования в строительстве никогда не был системой профессионального саморегулирования квалифицированных участников строительного рынка. Новая модель саморегулирования выстроит вертикально-ориентированную систему администрирования распределения государственного заказа на строительство, финансируемую за счет самих участников рынка.
  • Саморегулируемые организации более не будут являться центрами профессиональной компетенции, как задумывалось изначально. Новая роль СРО будет заключаться в административном воздействии на участников рынка с целью увеличить неналоговую нагрузку и точечно регулировать доступ к государственному заказу.
  • Рыночные и демократические институты управления деятельностью СРО и их Национальных объединений окончательно канут в Лету. Руководители будут назначаться, бюджеты – распределяться, размер членских и других взносов – определяться без участия плательщиков. Вместо коллективной ответственности членов СРО и развития самоконтроля и стандартизации, будет усиливаться внешний контроль и вмешательство во внутреннюю деятельность как СРО, так и их членов.

Нельзя исключать, что выстроенная система также может быть использована для контроля и управления размером «откатов» и определения поставщиков материалов и услуг на разных стадиях строительства – от инвестиционного обоснования проекта и подготовки проектной документации, до экспертизы и всех этапах производства строительных работ.

Что конкретно станет в новой модели содержанием деятельности самих СРО пока предсказать довольно трудно, т.к. окончательный образ системы будет оформлен очередными поправками в Градостроительный кодекс, которые сейчас параллельно готовят НОСТРОЙ, НОПРИЗ и Минстрой. Не исключено, что на конечный функционал СРО в задуманной конструкции окажут влияние и параметры бюджета- 2018, и госплан по количеству членов СРО, и финальное определение границ ответственности СРО.

Поживем-увидим. Но саморегулированию, как «саморегулированию» в 2017 году следует сказать «до свидания», это точно.

 

P.S. пользуясь случаем, тех, кто отмечает, поздравляю с наступающим Днем Конституции!

Pro Sro

09.12.2017г.


*это авторское послание эксперта под ником Pro Sro показалось нам настолько самодостаточным, что мы сочли возможным оставить его без редакционной преамбулы.

 

Комментарии:

  1. «содержанием деятельности сро» как и раньше будет сбор денег и регулирование доступа к тендерам!! ничего не изменится, только возможностей и для того и для другого стало больше! Так что не закат это, а наоборот — «кровавый рассвет»! )))

    1. а вот во что нацобъединения хотят модифицировать и как разрулят вопрос контрольных полномочий в отношении самих сро действительно любопытно

  2. Наконец-то! Впервые прозвучало: «саморегулирование», внедрённое в строительной деятельности САМОрегулированием не является. Создана и развивается система государственного контроля, не прямого, как в системе выдачи лицензий государственными органами, а опосредованная, ступенчатая.
    Тема эта очень обширна и серьёзна. Собственно, только она заслуживает в настоящее время серьёзного обсуждения заинтересованными специалистами.
    В отличие от «мелочёвки» типа «кого вытурили из реестра в этот раз…».

  3. т.е. «саморегулированию» намечена участь/задача/цель/роль выполнения «дымовой завесы» в сфере «отмывания» средств для силовых структур и чиновничьего Аппарата в строительной отрасли..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*