Эксперт об учёте обязательств по договорам подряда

Очередной интересный вопрос, связанный с реализацией Федерального закона №372-ФЗ, поступил в дорогую редакцию. Позволим себе опубликовать его в более кратком варианте:

«Засчитывается ли в фактический совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, договоры строительного подряда на сумму менее 3 миллионов рублей?»

Вопрос мы переадресовали нашему постоянному эксперту, правоведу Евгению Тысенко.

Вопрос очень правильный и своевременный. Скоро завершается 2017 год, и всем нам предстоит до 01 марта 2018 годао существить итоговые контрольные мероприятия в части определения соответствия взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств СРО фактическому совокупному размеру соответствующих обязательств каждого члена.

Для начала следует читателям Правды-о-СРО напомнить несколько норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГСК РФ), чтобы было легче воспринимать наши дальнейшие рассуждения.

Согласно части 2.1 статьи 52 ГСК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 55.13 ГСК РФ, в рамках контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов осуществляется в том числе контроль за исполнением членами СРО обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Части 6-8 статьи 55.13 ГСК РФ говорят о том, что при проверке СРО своих членов в совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, не включаются только обязательства, признанные сторонами по указанным договорам подряда исполненными на основании акта приемки результатов работ.

Таким образом, многие авторитетные юристы, в том числе юристы НОСТРОЙ, делают вывод о том, что при подсчете совокупного размера обязательств по договорам строительного подряда для членов строительных СРО также учитываются и договоры строительного подряда, заключенные на конкурентной основе, стоимостью три и менее миллионов рублей. Объяснение тут простое – в статье 55.13 ГСК РФ не содержится исключений для таких договоров строительного подряда, а в части 2.1 статьи 52 ГСК РФ, где указано про границу в три миллиона рублей, речь идет о лицах, не являющихся членами СРО, а это значит, что считаем всё.

Нам же такая точка зрения представляется ошибочной, да простят нас «коллеги по цеху».

Ввиду того, что договоры строительного подряда, заключенные на конкурентной основе, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей, не требуют членства в строительной СРО, а, следовательно, не подлежат контролю со стороны СРО, такие договоры не упоминаются и в статье 55.13 ГСК РФ в качестве исключения. По нашему мнению, именно такая логика законодателя при построении норм представляется обоснованной и понятной для правоприменителей.

Поэтому полагаем, что при подсчете совокупного размера обязательств по договорам строительного подряда, заключенным членом строительной СРО с использованием конкурентных способов, обязательства по договорам в размере до трех миллионов рублей включительно в учет приниматься не должны.

В противном случае, следуя логике более жесткой первой позиции и анализируя статью 60.1 ГСК РФ, необходимо признать, что строительная СРО также несет ответственность за действия своих членов по договорам строительного подряда, заключенным на конкурентной основе на суммы менее трех миллионов рублей.

Официальных разъяснений Минстроя России или Ростехнадзора по данному вопросу в настоящее время нет.

Вместе с тем, рискнем предположить, что указанные органы власти традиционно выступят с жесткой позицией, так сказать, в интересах государственных и муниципальных заказчиков и выскажутся в пользу распространения на строительные СРО ответственности за договоры подряда, заключенные членами строительных СРО на конкурентной основе, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, если иное мнение не выскажут арбитражные суды, то в правоприменительной практике, скорее всего, победит первая позиция, и стоимость договоров строительного подряда на сумму менее 3 миллионов рублей придется также учитывать при подсчете совокупного размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным членом строительной СРО с использованием конкурентных способов.

 

Похоже, нам опять придётся дожидаться официальных разъяснений уполномоченных органов. Поэтому, запасёмся терпением.

p.s. Свою аргументированную точку зрения по данному вопросу можно и нужно публиковать в комментариях, присылать через форму обратной связи (мы её починили) и на почту дорогой редакции: const.right@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*