Эксперт: займы – дисфункция СРО

штатный живописец "Правды о СРО"

По данным НОСТРОЙ на 3 декабря 2020 года из 222 строительных СРО 81 СРО (36%) приняла решение не выдавать займы своим членам. 102 саморегулируемые организации (46%) приняли иное решение и внесли соответствующие поправки во внутренние документы, однако фактически займы своим членам выдали лишь 35 СРО. В целом по стране членам строительных СРО выдано 100 займов на сумму более 2,2 млрд рублей. Таким образом, финансовую помощь получили 0,1% действующих участников строительного рынка, состоящих в саморегулируемых организациях.

Несмотря на такую унылую статистику, а также тот факт, что до конца срока выдачи займов осталось меньше месяца, дискуссии по этому вопросу становятся только жарче. Свое мнение по поводу жизнеспособности идеи кредитования членов СРО из средств компенсационных фондов не преминул высказать наш эпизодический автор, пожелавший остаться анонимным. Публикуем его, как водится, без купюр.


Всем саморегуляторам, строителям, проектировщикам, изыскателям и просто интересующимся доброго и хорошего дня!

Уже более полугода изучая вопрос выдачи займов членам СРО, я пришел к мысли о том, что это дисфункция СРО. И этими мыслями я бы хотел поделиться с Вами.

Дисфункция – это нарушение деятельности. Как социологическое понятие означает некорректное выполнение определённой функции, выступает её противоположностью. Другими словами, «социальная деятельность или институт имеет дисфункции тогда, когда некоторые из её или его последствий препятствуют другой деятельности или другому институту» (Роберт Кинг Мертон).

Никто из нас с вами уже давно не сомневается, что саморегулирование это социальный институт регулирования предпринимательской и/или профессиональной деятельности. Как и любой социальный институт, он содержит в себе функции и механизмы.

В чем же заключается социальность саморегулирования?

Сначала приведу древнюю китайскую пословицу: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».

Социальность саморегулирования заключается в построении общности, объединенных едиными интересами людей, заинтересованных в определенной сфере деятельности работать и зарабатывать, и оставаться в этой сфере как можно дольше.

Просто объединиться – этого мало. Любое объединение должно достигать поставленной цели. Поэтому для достижения целей сообщество должно выработать поведенческие правила, которые оно будет соблюдать в процессе своей предпринимательской и профессиональной деятельности.

Но как мы знаем, только выработать правила и задекларировать их не достаточно. Всегда найдется тот, кто хитрее и кто будет нарушать эти правила для достижения своей личной выгоды. Для этого в саморегулировании ведены механизмы контроля и ответственности, в том числе и материальной коллективной ответственности в виде компенсационных фондов.

Все вроде бы замечательно и институт должен работать, но это не так. В таком сугубо узком понимании саморегулирование становится «полицейским» инструментом, который направлен только на репрессивные меры. В таком виде он просто перестает быть интересен сообществу и как следствие прекращает свое существование.

Чтобы не прекратить существование института саморегулирования, как в  отдельно  взятой СРО, так и в целом, очень востребован такой механизм как оказание помощи членам саморегулируемого сообщества.

Вот виды такой помощи могут быть различными, от «накормить рыбой» до научить ловить рыбу». Накормить рыбой всех страждущих не получится – на всех просто не хватит, а вот научить ловить рыбу можно.

Так и в бизнесе, те, кто умеет ловить рыбу всегда более успешные и из микро и малых вырастают до средних и крупных. И занимают свою нишу в долгосрочной перспективе. Тот, кто так и не научился ловить рыбу рано или поздно умирает от голода, в нашем случае уходит из сферы деятельности, и это естественные законы природы, всегда выживает сильнейший. Сильнейшим в наш век считается тот, кто обладает лучшими знаниями и компетенциями и умеет их эффективно применять.

Поэтому  в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» и предусмотрена такая функция в пункте 6 статьи 6. Другим видом помощи членам СРО является защита их общих интересов, в виде обсуждения нормотворческих инициатив, оспаривание уже действующих норм, влияющих на общие правила ведения деятельности.

Займы из компенсационных фондов, выдаваемые членам СРО, безусловно, можно рассматривать в качестве помощи. Но эта помощь как раз и есть «накормить рыбой». Накормив однажды, дважды или трижды, наевшийся никогда не научится ловить рыбу, в нашем случае эффективно вести свою деятельность. И все равно рано или поздно умрет, поперхнувшись костью от рыбы, или допустив серьезные ошибки в деятельности.

Но не только с этой точки зрения такая помощь как займы вредна. Во первых как мы уже говорили займы нужны слабым, сильным игрокам в любой сфере они не нужны. Учитывая, что компенсационные фонды формировались и формируются всеми участниками сообщества, то возникает социальная несправедливость в доступах к этим ресурсам, что естественно создает определенную напряженность в сообществе. Ведь известно по все тем же законам природы, что более сильный имеет преимущественное право доступа к пище, а более слабый уже получает это право после того как сильный уже насытится. В данном случае все наоборот, слабый имеет преимущественное право. В таком случае, сильные будут искать способы уничтожения или подчинения слабых, и возможность забрать себе лучший кусок от так называемого пирога с рыбой.

Можно ли этого не допустить? Не знаю. Возможно, если на добровольной основе создавать кассу взаимопомощи и устанавливать правила и очередность поручения из нее собранных ресурсов. Но тут становится понятно, что добровольно вносить взносы малые не будут, их просто у них нет, да и не научены они к накоплениям. Средним и крупным это не надо, зачем кормить конкурента, чтобы он становился сильнее и отбирал твою пищу. Таким образом, все участники рынка понимают, что займы это постоянный конфликт более сильных с более слабыми, да и между собой. Поэтому проще взять кредит, просчитав все риски и потихонечку становиться все более сильнее, выполняя больше работы и получая больше прибыли с возможностью для накопления капитала.

Несомненно идея с займами отняла много ресурсов и сил у самих СРО для того чтобы обеспечить правильность и законность их выдачи, контроля за использованием и обеспечением их возвратности. Кто-то из СРО делает с использованием своих финансов и силами своих сотрудников, а кто-то привлекает сторонних, в том числе и национальные объединения СРО. При этом ни одно СРО не повысило свои взносы и не установило целевой взнос на ведение такой специальной работы по займам. Откуда же тогда взялись эти финансы? Они, несомненно, пошли из других статей расходов, тем самым урезав их финансирование. И главное урезание пошло именно по статьям расходов, которые направлены на «научить ловить рыбу», если конечно вовсе не приведены к 0. Учитывая такое положение и повышенное внимание к выдаче займов, резко снижен контроль к деятельности членов сообщества на других объектах. Следствием этого всего как мы знаем, могут стать последствия, которые приведут к выплатам и компенсационных фондов СРО по основаниям, предусмотренным статьями 60 и 60.1 Градостроительного кодекса РФ.

Вот таким вот образом вроде бы благая идея в поддержке членов СРО в виде выдачи займов из компенсационного фонда СРО приводит к дисфункции всего саморегулирования.

Аналогичная ситуация произошла в национальном объединении СРО, а именно в НОСТРОЙ. Достаточно посмотреть количество занятых специалистов, потраченного времени и финансирование на обеспечение внедрения в жизнь СРО этой идеи, и сравнить с другими функциями НОСТРОЙ: сколько по ним сделано и затрачено времени и средств.

К сожалению, мы видим усиленное продвижение продления срока выдачи займов, а то и введение «новой функции» в постоянное действие. В случае, если все продление состоится, можно смело сказать, что это уже второй серьезный шаг к разрушению саморегулирования в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства.

В историю можно войти как созидатели и разрушители. Видимо, Антон Глушков, Виктор Прядеин (оба экономисты) и другие яркие представители НОСТРОЙ запомнятся как «варвары» всего саморегулирования!

Неравнодушный саморегулятор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*