Верховный суд разъяснил законы о госзакупках

studiostoks

Президиум Верховного суда РФ утвердил Обзор судебной практики, в том числе в части применения законодательства о защите конкуренции и законодательства в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд.

Так, в документе указано, что нарушение заказчиком процедуры, установленной Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при заключении договора не может являться основанием для отказа в оплате исполнителю выполненных для заказчика работ.

Верховный суд в Определении № 308-ЭС19-13774 отметил, что при осуществлении закупочной деятельности заказчик, в числе прочих требований, должен руководствоваться Положением о закупке, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При этом положения Федерального закона № 223-ФЗ возлагают именно на заказчика вышеперечисленные обязанности по соблюдению закупочной деятельности, и собственные неправомерные действия заказчика при заключении договора не являются основанием для отказа в иске подрядчика о взыскании задолженности за выполненные работы.

Кроме того, Верховный суд определил, что подрядчик по государственному контракту не вправе взыскивать с заказчика стоимость дополнительных работ, которые были оказаны в отсутствие согласия заказчика и в нарушение процедуры их согласования, установленной законом и договором.

В соответствии с Определением № 303-ЭС19-21127, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, при исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Определением № 309-ЭС19-19206 Верховный суд указал, что применение антимонопольным органом мер государственного принуждения на стадии вынесения предупреждения при обнаружении признаков нарушения законодательства является недопустимым.

Судебные органы отметили, что цель вынесения предупреждения состоит в предоставлении возможности хозяйствующему субъекту самостоятельно устранить допущенные им нарушения антимонопольного законодательства и их последствия, если таковые имели место в действительности, при согласии с этим хозяйствующего субъекта, а не в применении мер государственного принуждения.

При выдаче предупреждения антимонопольный орган устанавливает лишь признаки нарушения антимонопольного законодательства, а не факт допущенного нарушения. Вопрос о виновности хозяйствующего субъекта в антимонопольном правонарушении при выдаче предупреждения также не исследуется.

Наконец, по мнению Верховного суда, участник закупки, не направивший подписанный экземпляр контракта в период приостановления определения поставщика в связи с рассмотрением жалобы контрольным органом в сфере закупок, не считается уклонившимся от заключения контракта.

В соответствии с Определением № 303-ЭС19-20549, нормы законодательства, должны толковаться и применяться таким образом, чтобы обеспечить восстановление прав участников закупки, исключить возможность злоупотребления правом как со стороны участников закупки, так и заказчиков, обеспечить удовлетворение публичных интересов.

К одному из таких положений относится право контрольного органа в сфере закупок приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику требование о приостановлении определения поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*