НОПРИЗ консолидирует предложения юристов СРО

Комитет по саморегулированию

Комитет НОПРИЗ по саморегулированию детально обсудил два резонансных проекта НПА, опубликованных Минстроем России в январе этого года.

На заседании 25 января 2022 года, прошедшем в режиме ВКС под председательством вице-президента НОПРИЗ Николая Капинуса, руководители рабочих групп комитета представили результаты анализа следующих документов:

  • проекта федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
  • проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении состава сведений единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядка формирования и порядка ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, в том числе порядка включения в указанный реестр сведений».

По проекту закона об архитектурной деятельности в ходе заседания выступили члены комитета Сергей Митин и Лариса Еремина, директор Департамента технического регулирования и нормирования аппарата НОПРИЗ Марина Великанова. Выступающие поддержали необходимость скорейшей актуализации законодательства о деятельности архитекторов, которое не менялось с 1995 года. Вместе с тем, опубликованный Минстроем текст законопроекта имеет расхождения с текстом, разработанным совместными усилиями Национальным объединением изыскателей и проектировщиков, Российской академией архитектуры и строительных наук и Союзом архитекторов России. В частности, члены комитета указали на необходимость уточнения в проекте федерального закона формулировки предмета регулирования и существенного расширения перечня субъектов архитектурной деятельности.

Лариса Еремина также отметила необходимость конкретизации и расширения понятийного аппарата законопроекта, и подготовки в его рамках корреспондирующих изменений в федеральные законы, регулирующие градостроительную деятельность и деятельность органов местного самоуправления.

Как пояснила Марина Великанова, часть предложений профессионального сообщества, ранее внесенных в рамках согласительных совещаний с Минстроем, не были учтены в представленном на regulation.gov.ru тексте, так как подлежат регулированию на уровне подзаконных актов, либо уже учтены в рамках других законодательных норм и инициатив.

«Безусловно, этот законопроект не может быть всеобъемлющим и включить все пожелания и все нюансы. Поэтому и существует такой порядок, при котором отдельные понятия и нормы закона получают дальнейшее развитие в подзаконных актах», — отметил по итогам обсуждения Николай Капинус.

Комитет принял единогласное решение поддержать необходимость принятия закона «Об архитектурной деятельности» в новой редакции. В целях его совершенствования, кроме участия в публичном обсуждении на федеральном портале проектов НПА, членам комитета предложено направлять свои замечания и предложения в аппарат НОПРИЗ для включения в письмо с консолидированной позицией профессионального сообщества, которое будет направлено в Минстрой России за подписью президента НОПРИЗ Михаила Посохина.

«Будем благодарны за любые пожелания и замечания к данному законопроекту», — сказал Николай Капинус и напомнил о весьма сжатых сроках общественного обсуждения, которое официально завершается 8 февраля 2022 года.

С докладом по проекту Постановления Правительства РФ об утверждении порядка формирования и состава сведений единого реестра членов СРО и их обязательств в сфере строительства выступил Андрей Ходус. Опуская детали, отметим, что кроме множественных ошибок юридико-технического характера, эксперты нашли в проекте документа нормы, прямо противоречащие действующему законодательству, включая выход за пределы регулирования, заявленные в названии самого постановления.

В числе наиболее существенных замечаний можно отметить:

  • необходимость исключения нормы о ведении отдельных частей реестра силами членов СРО,
  • невозможность установления в постановлении дополнительных оснований для проведения внеплановых проверок членов СРО,
  • необходимость уточнения нормативных сроков внесения в реестр сведений с учетом специфики работы банковской системы и количества часовых поясов на территории РФ,
  • необходимость закрепления в постановлении состава сведений, предоставляемых из единого реестра в форме выписки,
  • исключение из состава сведений реестра дублирующих сведений о правоспособности членов СРО и избыточных идентификаторов специалистов НРС,

Учитывая существующую неопределенность в правилах расчета фактического совокупного размера договорных обязательств, члены комитета выразили сомнения в целесообразности возложения обязанности размещения данных сведений на самих членов СРО.

«Комплекс норм об указании фактического совокупного размера обязательств в том виде, в котором мы его наблюдаем <в проекте НПА-ред.> не представляется необходимым для указания в реестре. Мы знаем, что любое заинтересованное лицо вправе самостоятельно ознакомиться с содержанием единой информационной системы в области закупок и установить необходимые сведения», — сказал Андрей Ходус, отметив, что опрошенные в ходе анализа представители заказчиков (в том числе по 223-ФЗ) подтвердили отсутствие каких-либо сложностей  во взаимодействии с ЕИС в этой части.

Члены комитета констатировали, что реестр с правоустанавливающим сведениями о членах саморегулируемых организаций является одними из базовых элементов системы саморегулирования градостроительной деятельности, и требования к его ведению затрагивают интересы большого количества участников рынка. Поэтому принятие постановления о порядке его ведения не должно повлечь за собой появление для участников системы саморегулирования дополнительных обременений и рисков.

По итогам обсуждения Комитет по саморегулированию признал, что проект постановления требует доработки. Принято решение консолидировать предложения по доработке порядка ведения и состава единого реестра членов СРО и их обязательств на уровне Аппарата НОПРИЗ и направить в Минстрой России от имени национального объединения отдельным письмом.

 

 

Комментарий

  1. Кроме состава сведений в НПА также надо закрепить безвозмездность предоставления сведений и форму выписки из реестра чтобы исключить необоснованные отказы в приеме заявок заказчиками по формальным признакам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*