Минэк: члены СРО несут избыточные расходы

studiostoks

Существующий механизм имущественной ответственности в системе строительного саморегулирования остаётся неэффективным.

Такой вывод содержится в ежегодном докладе о состоянии развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в 2018 году, подготовленном Министерством экономического развития РФ.

К ключевыми недостаткам данного механизма ведомство относит следующие факторы:

в Федеральном законе № 315-ФЗ и целом ряде законодательных актов не регламентирован должным образом порядок выплат из компенсационных фондов СРО, в связи с чем происходит формирование компенсационных фондов, однако выплаты из них практически не осуществляются;

члены СРО несут избыточные расходы, не только формируя компенсационный фонд, но заключая договоры страхования ответственности;

саморегулируемые организации несут субсидиарную, а не солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов, в связи с чем, как правило, отсутствуют выплаты из компенсационных фондов.

По сведениям, предоставленным Федеральной службой по технологическому, экологическому и атомному надзору, на 1 января 2019 года в компенсационных фондах строительных СРО аккумулировано 83 732,9 млн рублей, проектных и изыскательских СРО – 14 489,9 млн рублей.

При этом общая сумма выплат из компенсационных фондов возмещения вреда строительных СРО составила 174,9 млн. рублей (0,6% от совокупного объема КФ ВВ всех строительных СРО, размещенных на специальных счетах на отчетную дату): имеется информация о 5-ти выплатах в целях возмещения вреда, осуществленных строительными саморегулируемыми организациями, и 1-й такой выплате из компенсационного фонда СРО, размещенного на счете НОСТРОЙ.

Выплаты из КФ ВВ проектных и изыскательских СРО и КФ ОДО всех СРО строительного комплекса на цели обеспечения имущественной ответственности членов СРО по договорным обязательствам в отчетном году не осуществлялись вовсе.

В связи с реформой саморегулирования в строительном комплексе ряд СРО отказались от страхования ответственности своих членов. Однако многие из них по-прежнему используют данный способ обеспечения имущественной ответственности наряду с компенсационными фондами.

Совокупный объем расходов членов одной строительной СРО на оплату страховой премии в среднем составляет 5,4 млн рублей, членов проектной или изыскательской СРО – 2,2 млн рублей.

В 2018 году было зафиксировано 71 обращение за страховым возмещением по договорам страхования, заключенным членами строительных СРО и 11 обращений по договорам страхования, заключенным членами проектных и изыскательских СРО. Только по 23-м из них были осуществлены выплаты на общую сумму 8 млн рублей.

Проблема ответственности СРО за недостатки в работе своих членов, по оценкам Минэкономразвития России, является ключевой для системы саморегулирования. В отсутствие реальной ответственности саморегулируемых организаций строительного комплекса функции контроля и стандартизации будут эффективно осуществляться лишь в отдельных, добросовестных, СРО. Для решения данной проблемы ведомство настаивает на внесении изменений в Федеральный закон № 315-ФЗ и приведении в соответствие с ним отраслевых федеральных законов.

Отметим, что новая редакция Федерального закона «О саморегулируемых организациях, над которой Минэкономразвития России трудилось последние пару лет и которая призвана вывести эффективность системы саморегулирования на новый уровень, в настоящее время несколько затерялась в правительственных коридорах.

Комментарий

  1. Для начала, пусть МЭР найдет свой «потерянный» законопроект… Реальной работы и результатов от них нет никакого — одна лишь демагогия.

    По существу.

    1.  Солидарная ответственность СРО, за которую так ратует МЭР — это, по сути, безответственность самих членов за выполненные работы, оказанные услуги или произведенные и реализованные товары.

    2. О выплатах из КФ ВВ, не говоря уже о КФ ОДО, говорить ещё очень рано. МЭР плохо изучил 372-ФЗ, сроки вступления в силу изменений, внесенных им, а также алгоритм ответственности СРО из средств КФ ВВ и КФ ОДО.

    3. Данные о страховании взяты вообще «с потолка», так как никто не ведет учет этих сведений и нет никакого регламента по передаче таковых в РТН, Минфин или куда бы то ни было ещё.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*