Проект сметы Национального объединения строителей на 2020 год на первый взгляд не вызывает никаких вопросов. Да, доходная часть финансового документа сократилась – за счёт того, что НОСТРОЙ больше не собирает целевые взносы на ведение Национального реестра специалистов, а переходящие денежные средства по данной статье в текущем году были благополучно освоены. Но и расходная часть увеличилась незначительно!
Однако, если изучить проект сметы внимательнее и сопоставить с расходами по статьям текущего года, то общая картина предстаёт в ином свете.
В полтора раза сократились расходы по первому приоритетному направлению деятельности НОСТРОЙ в будущем году.
1-20. Защита интересов СРО и их членов, потребителей строительной продукции | 2020 | 2019 |
36 000 000 | 54 000 000 | |
1.1-20 Судебно-претензионная работа | 26 000 000 | 43 600 000 |
1.2-20 Организация архивного хранения дел членов СРО, сведения о которых исключены из государственного реестра | 10 000 000 | 10 400 000 |
Это произошло за счёт сокращения расходов по статье «судебно-претензионная работа», что в общем-то неплохо. Но вызывает беспокойство тот факт, что в рамках этого направления запланировано 8 основных задач, тогда как финансирование предусмотрено только по двум. Вероятно, рекомендации по применению законодательства РФ в области строительства и саморегулирования, и другие методические документы специалисты Национального объединения будут разрабатывать за зарплату.
По второму приоритетному направлению расходы, напротив, увеличились почти в два раза.
2-20 Представление интересов СРО, профессионального строительного сообщества в органах государственной власти, органах местного самоуправления, региональных операторах — фондах капитального ремонта | 2020 | 2019 |
19 608 668 | 10 608 668 | |
2.1-20 Мониторинг применения и разработка предложений по совершенствованию законодательства о техническом регулировании, стандартизации и оценке соответствия в области строительства | 1 608 668 | 1 608 668 |
2.3-20 Мониторинг применения и разработка предложений по совершенствованию законодательства градостроительной деятельности, государственных закупках в сфере | 5 000 000 | |
2.4-20 Мониторинг и формирование предложений по вопросам реализации стратегии развития национальных проектов | 10 000 000 | |
2.5-20 Участие в работе по совершенствованию системы ценообразования | 3 000 000 | |
2.2.-19 Участие в разработке и применении нормативно-технических документов в области строительства национального и межгосударственного уровней | 9 000 000 |
В рамках этого направления НОСТРОЙ отказался от дорогостоящего участия в разработке и применении нормативно-технических документов в области строительства национального и межгосударственного уровней, но решил монетизировать участие президента и вице-президента НОСТРОЙ в многочисленных заседаниях и совещаниях по вопросам реализации национальных проектов.
Следующее двукратное увеличение расходов коснулось третьего приоритетного направления.
3-20 Содействие повышению безопасности и качества строительства | 2020 | 2019 |
43 000 000 | 22 000 000 | |
3.1-20 Реализация мероприятий по актуализации, разработке и утверждению стандартов на процессы выполнения работ | 15 000 000 | 5 000 000 |
3.2-20 Разработка и реализация мероприятий по снижению производственного травматизма и повышению безопасности при проведении строительных работ | 5 000 000 | 3 000 000 |
3.3-20 Развитие национальной системы квалификаций в области строительства | 5 000 000 | 4 000 000 |
3.4-20 Популяризация строительных профессий, включая конкурсы профессионального мастерства. Мониторинг новых профессий и актуализация ГИС «Справочник профессий» | 18 000 000 | 10 000 000 |
Как видно, в будущем году нас ждёт не только обещанная «перезагрузка» системы стандартизации, но и ещё больше конкурсов и праздников, направленных на популяризацию строительных профессий.
В отдельный раздел выделены расходы на дальнейшее развитие Национального реестра специалистов в области строительства, что не входит в число приоритетных направлений деятельности НОСТРОЙ. Расходы по статьям данного раздела сократились в полтора раза – с 75,9 до 49,3 миллионов рублей. Но хотим обратить внимание пытливых читателей, что разбивка на статьи в вопросе развития НРС появилась впервые и к этому моменту мы обязательно вернёмся далее по тексту.
Содействие повышению эффективности саморегулирования в строительстве, хоть и заявлено в числе приоритетных направлений НОСТРОЙ, очевидно, таковым по факту не является.
5-20 Содействие повышению эффективности саморегулирования в строительстве | 2020 | 2019 |
16 000 000 | 23 900 000 | |
5.1-20 Организация внедрения, актуализация и совершенствование Единого реестра сведений об обязательствах членов СРО | — | 6 000 000 |
5.2-20 Методическое обеспечение применения СРО Единого реестра сведений об обязательствах членов СРО | — | 2 700 000 |
5.3-20 Ведение, актуализация и совершенствование Единого реестра членов СРО | 4 000 000 | 4 000 000 |
5.4-20 Формирование единого информационного пространства «НОСТРОЙ-СРО-члены СРО- органы государственной власти» | 5 000 000 | 10 200 000 |
5.5-20 Изучение зарубежного опыта в области применения и развития законодательства в строительстве и саморегулировании в области строительства | — | 1 000 000 |
5.6-20 Обеспечение информационной открытости, в том числе обеспечение выпуска СМИ «Строительная газета» | 7 000 000 |
Если из данного раздела убрать статью расходов на содержание карманного СМИ НОСТРОЙ, которое едва ли внесёт какой-либо ощутимый вклад в повышение эффективности саморегулирования, а потому уместнее в разделе административных расходов, то на финансирование данного приоритетного (и, казалось бы, ключевого для профессионального сообщества) направления останется всего 9 миллионов рублей.
На административные расходы запланировано на 45 миллионов рублей больше, чем в текущем году.
7-20 Административно-хозяйственные расходы | 2020 | 2019 |
364 100 000 | 319 537 000 | |
7.1-20 Модернизация и содержание сайта Ассоциации, текущее обслуживание программного обеспечения | 3 000 000 | 1 500 000 |
7.3-20 Проведение мероприятий Ассоциации | 26 000 000 | 9 000 000 |
7.4-20 Взаимодействие со СМИ в соответствии с медиа-планом | 12 500 000 | 4 087 000 |
7.5-20 Ежегодное проведение аудита | 800 000 | 600 000 |
7.6-20 Возмещение расходов членам Совета, членам Ревизионной комиссии, председателям Комитетов | 18 000 000 | 5 000 000 |
7.7-20 Оплата командировочных расходов штатных работников | 9 000 000 | 5 000 000 |
7.8-20 Фонд заработной платы с налогом на доходы физических лиц | 126 300 000 | 126 300 000 |
7.9-20 Материальная помощь и Добровольное медицинское страхование | 8 000 000 | 7 000 000 |
7.10-20 Премиальный фонд с налогом на доходы физических лиц | 44 500 000 | 45 600 000 |
7.11-20 Взносы (ПФ, ФСС, ФОМС) | 38 500 000 | 38 500 000 |
7.12-20 Приобретение основных фондов и нематериальных активов | 3 000 000 | 3 000 000 |
7.13-20 Ремонт, обслуживание основных фондов, расходные материалы | 4 000 000 | 5 000 000 |
7.14-20 Аренда | 44 500 000 | 40 800 000 |
7.15-20 Связь, интернет, услуги хостинга | 3 500 000 | 4 500 000 |
7.16-20 Ремонт и обслуживание офиса | 3 500 000 | 3 500 000 |
7.17-20 Транспортное обслуживание мероприятий и текущей деятельности Ассоциации | 3 500 000 | 3 500 000 |
7.18-20 Канцтовары, атрибутика, сувениры, бланки аттестатов | 5 000 000 | 5 000 000 |
7.19-20 Программное обеспечение рабочих мест | 3 000 000 | 3 000 000 |
7.20-20 Представительские расходы | 2 500 000 | 1 500 000 |
7.21-20 Разное | 5 000 000 | 7 000 000 |
Основной рост коснулся расходов на проведение мероприятий, возмещение расходов членам Совета, членам Ревизионной комиссии, председателям комитетов и взаимодействия со СМИ (не считая «Строительной газеты»).
Однако в этом месте мы предлагаем взглянуть на статьи раздела, посвященного развитию Национального реестра специалистов и заострить вопрос, поднятый Михаилом Викторовым на окружной конференции членов НОСТРОЙ по Москве:
4-20 Развитие Национального реестра специалистов в области строительства | 2020 | 2019 |
49 300 000 | 75 910 000 | |
4.1-20 Выплаты по договорам ГПХ, ФОТ сотрудников, занимающихся проектом НРС с учетом НДФЛ | 14 500 000 | |
4.2-20 Отчисления в фонды с выплат по договорам ГПХ и ФОТ сотрудников, занимающихся проектом НРС | 4 400 000 | |
4.3-20 Аренда | 17 800 000 | |
4.4-20 Оборудование и организация архива | 4 000 000 | |
4.5-20 Связь, услуги хостинга, расходные материалы | 3 000 000 | |
4.6-20 Ведение, актуализация и совершенствование АИС НРС | 3 600 000 | |
4.7-20 Повышение качества информации. Организация электронного взаимодействия с ФОИВ | 2 000 000 |
Пытливый читатель без труда заметит, что больше половины статей данного раздела дублируют самые болезненные статьи расходов на обеспечение деятельности разросшегося аппарата Национального объединения строителей. Реальная работа НОСТРОЙ по развитию НРС в будущем году будет заключаться в организации архива, актуализации электронного реестра и повышении качества информации – что бы это не значило.
А реальные административные расходы составят 410,8 миллиона рублей (здесь же учтён выпуск «Строительной газеты»), что практически на 100 миллионов больше аналогичных расходов в текущем году.
На фоне этой арифметики меркнет даже тот факт, что резерв Совета НОСТРОЙ сократился более чем в 3,5 раза и составит в 2020 году без малого 27 миллионов рублей.
Не пора ли ставить вопрос о снижении членских взносов в НОСТРОЙ?!
Уже года три как пора. На 30% можно смело урезать. Даже при нынешних раскладах аппарат не справляется с освоением.