16 февраля 2022 года в Государственную думу внесен проект нового Лесного кодекса Российской Федерации. Документ объемом около 300 страниц должен решить накопившиеся проблемы в сфере охраны лесных ресурсов, пользования лесными ресурсами и управления выделением земельных участков.
На федеральном уровне предлагается закрепить более 20-ти новых полномочий в сфере. В том числе:
- по осуществлению централизованного управления системой лесоустановления и мониторинга в лесной сфере, в том числе через создание единой федеральной системы космического и авиационного контроля за лесовосстановлением в лесах, включенных в лесной фонд;
- по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, с образованием территориальных органов по субъектам Российской Федерации. Лесничие будут находиться в территориальных органах федерального государственного лесного контроля (надзора)- лесной охраны;
- по осуществлению лесоустройства в лесах лесного фонда через территориальные органы федерального органа исполнительной власти (создаваемого Министерства лесного комплекса РФ или Федерального агентства лесного хозяйства с полномочиями, бывшими до 2007 года);
- вопросы выдачи лицензии крупным лесоперерабатывающим организациям со сроком действия не менее 20 лет, для ведения полного цикла лесного хозяйства (заготовки древесины, восстановления, охраны лесов, в том числе от пожаров, лесных участков после заготовки древесины в эксплуатационных лесах), в которых разрешается заготовка сплошной рубкой;
- и т.д.
Законопроект подписали более пятидесяти депутатов.
Правительство РФ дало отрицательное заключение на законопроект в данной редакции, в том числе, в связи с отсутствием в финансово-экономическом обосновании законопроекта комплексной оценки последствий его принятия.