Индикаторы риска: доказанная эффективность

uzenzen

Результативность проверок, проведенных с применением риск-ориентированного подхода, по индикаторам риска в 1,7 раза выше, чем проверок, проведенных органами контроля и надзора по иным основаниям.

Новые подходы в организации контроля соблюдения обязательных требований 13 февраля 2024 года обсуждали участники Форума по контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, прошедшего в рамках мероприятий Недели российского бизнеса.

Открывая форум, президент РСПП Александр Шохин отметил большую работу, проведенную Правительством РФ при участии бизнеса в области контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, которая привела к впечатляющим результатам. Но работать еще есть над чем, т.к. по оценке участников исследования РСПП, в 2023 году количество проверок, и новых обязательных требований, о которых предприниматели узнают только в ходе самих контрольно-надзорных мероприятий, увеличилось. Кроме того, для предпринимателей не всегда очевидна связь между обязательными требованиями и реальными рисками причинения вреда и ущерба.

Несмотря на впечатляющие результаты работы по сокращению обязательных требований, проведенной в рамках регуляторной гильотины, треть участников опроса РСПП отмечают наличие устаревших требований и необходимость продолжения работы по их пересмотру и отмене. Речь идет о втором этапе регуляторной гильотины, в  ходе которого были бы пересмотрены требования законов и подзаконных актов, принятых до 1 января 2021 года, но включенных в так называемый «белый список».

«Многие нормативные акты «белого списка», который включает более 700-т актов, действуют бессрочно. Нашими компаниями предлагается установить срок окончания действия для всех актов «белого списка». Это будет стимулировать ФОИВы активней их пересматривать», — сообщил Александр Шохин.

Безусловно, наиболее актуальным нормативным документом в сфере КНД является утвержденная Правительством РФ в декабре 2023 года Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года, в которой обозначена необходимость:

  • развития системы управления рисками,
  • развития индикаторов риска,
  • развития сервисов профилактики,
  • дальнейшей цифровизации КНД.

Иллюстрируя эффективность новых подходов, заместитель руководителя аппарата Правительства РФ Ольга Чепурина сообщила, что анализ эффективности (результативности) проверок, проведенных на основании показателей индикаторов риска нарушений в 2023 году, показал, что 89% таких проверок являются эффективными.

«В девяти из десяти случаев индикатор срабатывает правильно, и при проверке у предприятия находят нарушения», — пояснила заместитель руководителя аппарата Правительства РФ.

При этом средняя эффективность проверок, проведенных по другим основаниям, составляет 52%. То есть, по данным Правительства, этот инструмент на практике доказал свою эффективность в части выявления рисков нарушений и будет развиваться.

«Мы этот инструмент будем развивать, будем дальше расширять <применение – ред.>  индикаторов риска при проведении внеплановых проверок, – резюмировала Ольга Чепурина,  – Хотя, конечно, наша задача создать такую идеальную картину контрольной деятельности, в которой требования – соблюдаются, а проверки – не проводятся».

Стоит отметить, что проверки, проводимые по индикаторам риска, выведены из-под моратория на проверки бизнеса, то есть если у органа контроля (надзора) срабатывает индикатор риска, то он обязан выйти на проверку.

Первый вице-президент «ОПОРА РОССИИ» Марина Блудян обратила внимание предпринимателей на то, что проверки, проводимые на этом основании, так же как и другие требуют согласования с органами прокуратуры, а предмет такой проверки ограничен конкретным индикатором риска нарушений, критические показатели которого стали ее причиной. То есть для самих предпринимателей индикаторы риска нарушений могут стать эффективными инструментом управления рисками в части повышенного внимания к их работе со стороны органов надзора.

«Следите за индикаторами, и проверка к вам не придет никогда», – подчеркнула Марина Блудян.

Отдельное внимание участники форума уделили теме добросовестных (готовых к сотрудничеству с государством) и недобросовестных (работающих в «серой зоне») предприятий и предпринимателей.

Начальник сводно-аналитической инспекции департамента аудита Счетной палаты РФ Ирина Картавых напомнила, что в утвержденной концепции совершенствования КНД до 2026 года уже предусмотрены разработка и внедрение рейтинга контролируемых лиц по уровню добросовестности.

«Такой рейтинг значительно повысит доверие граждан к ответственному бизнесу и будет серьезным стимулом для соблюдения обязательных требований», – уверена Ирина Картавых.

Разработку требований к рейтингованию контролируемых лиц в пилотных сферах экономической деятельности Минэкономразвития планирует разработать к 1 июля 2024 года, а в 2025 году вместе с Минцифры приступить к пилотированию созданного публичного рейтингования объектов контроля. Понятно, что критерии добросовестности для различных сфер надзора будут отличаться, а позиция компании в рейтинге будет иметь прямое влияние на частоту её проверок.

В рамках форума обсуждался целый ряд предложений по дальнейшему совершенствованию КНД, например таких, как возможная оптимизация деятельности органов контроля и надзора с точки зрения разделения функций федерального и регионального уровней, возможности развития деятельности органов контроля и надзора в части профилактики рисков нарушений, внедрение механизма «инвестиции вместо штрафа» предполагающего заключение с объектом контроля соглашения о направлении средств на устранение выявленных нарушений и ряд других.

Говоря о задачах текущего периода, статс-секретарь, заместитель министра экономического развития Алексей Херсонцев выделил использование инструментов контроля для защиты добросовестных участников рынка, развитие риск-ориентированного подхода, апробирование инструмента «инвестиции вместо штрафа» и завершение ОРВ обязательных требований из нормативных документов «белого списка».

Кадр из презентации к докладу замминистра экономического развития А.Херсонцева.

Из задач 2024 года, уже поставленных перед органами контроля и надзора, можно выделить завершение цифровизации процедур проверки. Предполагается, что в цифру должно перейти оформление протокола о выявленном в ходе проверки административном нарушении, включая возможность его досудебного обжалования, а при необходимости, передачи этого протокола в суд.

Алексей Херсонцев также напомнил участникам форума, что в 2026 году истекает срок нормативных правовых актов, принятых в ходе регуляторной гильотины, и приближается время «регуляторной гильотины 2.0», когда будет производиться оценка эффективности и обоснованности обязательных требований действующих сейчас, и призвал коллег начинать готовиться к этой большой работе.

По итогам прозвучавших докладов и предложений организаторы форума планируют опубликовать резолюцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*