Фальсификат опутал стройку

uzenzen

В июне текущего года Ассоциация НОПСМ возобновила работу по определению качества кабельной продукции методом лабораторных испытаний образцов, приобретённых в ходе контрольных закупок.

Результаты, опубликованные комитетом Национального объединения производителей строительных материалов по итогам исследования рынка кабельной продукции в Перми удручают — 69% образцов не соответствуют заявленным потребительским свойствам.

Сам по себе данный факт для экспертов и застройщиков вовсе не новость. Проблема фальсификации строительных материалов и промышленной продукции для строительства стоит достаточно остро – по оценка экспертам фальсификат по различным группам продукции составляет от 25 до 60 %, что позволяет говорить о её системности.

По результатам совместной работы Комиссии по вопросам индустрии строительных материалов, технологий и промышленному строительству Общественного совета при Минстрое и Национального объединения производителей строительных материалов, доля продукции ненадлежащего качества составляет по различным группам товаров от 5 до 80%, и эти показатели растут год от года. И ситуация не улучшается —  доля фальсифицированной продукции по цементу в 2022 году возросла на 5,2%, по сухим строительным смесям – на 30%, по стальным трубам – на более чем 3%.

На различных площадках (РСПП, НОСТРОЙ, Общественный совет при Минстрое и т.д.) обсуждались различные варианты решения проблемы, включая возврат к государственному контролю обращения материалов и продукции для строительства. Пока конкретных решений не принято заинтересованные объединения предпринимателей пытаются «посчитать» добросовестных и недобросовестных производителей, чтобы в перспективе поддержать одних и прижучить других. Но так, чтобы не оставить стройку совсем без кабеля, цемента и.т.д.

Не стала дожидаться принятия государственных мер по борьбе с контрафактом Ассоциация НОПСМ, активно применяющая методы общественного контроля. НОПСМ при содействии ТПП проводит контрольные закупки и путем лабораторных исследований устанавливает их соответствие заявленным стандартам качества и безопасности. Результатом этой работы является реестр продукции на региональных рынках продукции, соответствующей и не соответствующей действующим ГОСТ. Проект по независимой оценке качества и безопасности кабельно-проводниковой продукции НОПСМ презентовал в 2021 году. В 2024 году исследование региональных рынков возобновилось. Сейчас реестр исследованной продукции содержит 178 позиций. В открытой части результатов проведенного мониторинга опубликованы результаты исследования продукции — включая производителя, дату и место закупки и сведения о его соответствии или не соответствии ГОСТ Р.

О том, что исследование рынка кабельной продукции, проведенной в Перми, выявило катастрофическую ситуацию на региональном рынке НОПОСМ уведомил Министерство строительства Пермского края, Пермскую торгово-промышленную палату и СРО «Союз строителей Пермского края».

«В марте 2024 года специалистами Комитета НОПСМ совместно с экспертами Торгово-промышленной палаты Пермского края в 5 розничных точках г. Перми проведены закупка и отбор проб образцов кабельной продукции торговых марок, широко представленных в регионе. По результатам проведенных технических испытаний в аккредитованной лаборатории получены протоколы, согласно которым 11 из 16 образцов кабеля и провода не соответствуют требованиям безопасности, установленным ГОСТ 31996-20121, включенному в Перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011)», — говорится в письме НОПСМ от 2 июля 2024 года.

Результаты испытаний также опубликованы на сайте Ассоциации НОПСМ. С продавцами некачественного кабеля проведена претензионная работа, в отношении некоторых из них поданы исковые заявления в суд.

Отметим, что аналогичные результаты получены Ассоциацией в результате мониторинга качества кабельно-проводниковой продукции, закупленной на маркетплейсах OZON, Яндекс Маркет и Wildberries.

В 2022 году к работе по отделению зерен от плевел при поддержке Минпромторга присоединилось Национальное объединение строителей, создав Каталог импортозамещения строительных материалов, оборудования, машин и механизмов, включивший в себя 3652 позиции. С 2023 года на его основе НОСТРОЙ формирует Реестр добросовестных производителей строительной продукции.

Со стороны государства в различных сегментах рынка инициированы эксперименты по электронной маркировке продукции, прошедшей контроль качества в рамках производства.

Другими словами, идет исследование рынка и окончательная концепция контроля качества, которая обеспечит необходимый уровень качества и безопасности продукции, но не будет сдерживать инновационные процессы, еще очень далека от воплощения в систему нормативных документов.

Ранее Минстрой и профессиональные объединения декларировали, что переполненный фальсификатом рынок является лучшим аргументом для возобновления государственного контроля качества строительных материалов и необходимости государственного регулирования в области строительной индустрии.

В частности, сопредседатель Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию Андрей Лоцманов считает необходимым развитие института стандартизации и введение обязательной сертификации стройматериалов и строительной продукции. Необходимо восстановить государственный контроль за требованиями ТР ЕАЭС «О безопасности строительных материалов» и ПП РФ 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации…». Эксперт уверен, что это сократит долю контрафакта и фальсификата на рынке России, позволит добросовестным производителям строительных материалов развивать собственные производства.

Как это скажется на конечной стоимости строительной продукции, эксперты не сообщают, но есть надежда, что её качество и безопасность возрастут.

Впрочем, прямое государственное вмешательство может и не понадобиться. Если будет успешно реализована концепция по усилению роли института технического заказчика, то у разнообразных реестров и каталогов может появится заинтересованный и квалифицированный пользователь, уполномоченный на принятие соответствующих решений. Органам исполнительной власти в этой картинке будущего останется только определить меры по поддержке и допуску добросовестных производителей к гарантированному госзаказу в области строительства, которому в ближайшую пятилетку уготован бурный рост.

В завершение напомним, что в мае 2024 года Евразийская экономическая комиссия направила на рассмотрение в страны-участники Союза проект Технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий», работа над которым вступает в завершающую стадию. Документ позволит обеспечить гармонизацию требований к безопасности строительных материалов и изделий в странах-участниках Союза и повысить качество продукции, в том числе благодаря общим подходам к контролю за её выпуском. В рамках подготовки техрегламента к утверждению, в июле 2024 года запланированы дополнительные переговоры руководителей заинтересованных органов власти государств-участников Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*