Новая редакция 315-ФЗ предполагает новые расходы

штатный живописец "Правды о СРО"

Правовое управление Государственной Думы РФ рассмотрев законопроект № 584062-7 «О внесении изменений в ФЗ«О саморегулируемых организациях» пришло к выводу о необходимости получения заключения Правительства РФ. Согласно ответу правового управления, необходимость получения правительственного заключения обусловлена тем, что реализация законопроекта повлечет расходы бюджета, связанные с созданием и ведением Единого государственного реестра национальных объединений саморегулируемых организаций, а также на осуществление федерального государственного надзора.

Напомним, что данная редакция законопроекта была подготовлена экспертами ТПП РФ и внесена в ГД РФ после того, как не были достигнуты компромиссы при обсуждении аналогичного законопроекта в редакции подготовленной Минэкономразвития.

Законопроект уточняет общие требования к процедурам получения статуса СРО и статуса Национального объединения СРО, к регулированию функций и отношений СРО, их Национальных объединений, потребителей товаров и услуг, органов исполнительной власти федерального и регионального уровня. С учетом накопленного в саморегулировании опыта, законопроект конкретизирует предмет саморегулирования.

Также предлагается закрепление в базовом законе о СРО перечня особенностей, отнесенных к регулированию отраслевым законодательством. Согласно предложениям авторов законопроекта, в других федеральных законах могут содержаться следующие требования:

  1. требование наличию у саморегулируемой организации дополнительных специализированных органов, определение их функций;
  2. дополнительные требования к членам саморегулируемой организации, включая требования к наличию у членов саморегулируемой организации оборудования, инструментов, технических средств, требования к квалификации и (или) стажу работы субъектов профессиональной деятельности, работников субъектов предпринимательской деятельности;
  3. дополнительные требования к раскрытию информации саморегулируемыми организациями, национальными объединениями саморегулируемых организаций;
  4. дополнительные требования, направленные на устранение обстоятельств, влекущих за собой возникновение конфликта интересов, установленного частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, угрозу неправомерного использования работниками саморегулируемой организации, ставшей известной им в силу служебного положения информации о деятельности членов саморегулируемой организации;
  5. право саморегулируемых организаций осуществлять функции, не указанные в статье 6 настоящего Федерального закона;
  6. требования к порядку осуществления контроля за реализацией публично-значимых функций, которые обязана осуществлять саморегулируемая организация.

Отдельно уточняются требования к стандартам деятельности СРО и отраслевым стандартам.

Авторы законопроекта предлагают закрепить в 315-ФЗ перечень видов деятельности, предполагающий обязательное членство в СРО (сейчас таких видов деятельности 11).

  • оценочная деятельность;
  • деятельность арбитражных управляющих;
  • аудиторская деятельность;
  • деятельность в области энергетического обследования;
  • актуарная деятельность;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и в тотализаторах;
  • инженерные изыскания;
  • архитектурно-строительное проектирование;
  • строительство;
  • кадастровая деятельность;
  • деятельность операторов электронных площадок по проведению торгов в делах о банкротстве.

При этом, вводится перечень требований, при соблюдении которых возможно введение обязательного членства  в СРО. Закрепление обязательного членства в саморегулируемых организациях субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности потребует обязательного внесения изменений в перечень видов деятельности, содержащихся в 315-ФЗ.

Существенные изменения предлагается ввести в стати «Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов», «Общее собрание членов СРО», «Специализированные органы саморегулируемой организации»,  «Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций», «Национальное объединение саморегулируемых организаций и его правовое положение»,  «Функции национального объединения саморегулируемых организаций»,  «Членство в национальном объединении саморегулируемых организаций» и др.

Относительно нацобъединений СРО, среди прочего предлагается законодательное закрепление специального статуса «Национальное объединение СРО», которое, как уже было указано выше, влечет за собой создание Единого государственного реестра национальных объединений саморегулируемых организаций, и определение уполномоченного органа ответственного за его ведение.

Принципиальной позицией является право СРО самостоятельно определять и выбирать средства обеспечения дополнительной имущественной ответственности по обязательствам свих членов. Согласно предложенной формулировке, саморегулируемая организация:

«…может применять любые предусмотренные законодательством РФ средства обеспечения, включая, но не ограничиваясь:

а) формирование компенсационного фонда;

б) коллективное страхование ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) или смешанную форму страхования (личное и коллективное);

в) смешанные формы дополнительной имущественной ответственности, включающие все варианты использования подпунктов а) и б)…»

При этом, порядок формирования, размещения и расходования средств обеспечения дополнительной имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) устанавливается саморегулируемой организацией самостоятельно, в соответствии с требованиями законодательства.

Комментируя внесение законопроекта вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин отметил, что это «итог очень большой, сложной, напряженной и высокопрофессиональной работы».

— Естественно, пока мы получим окончательный результат, мы не упокоимся. Мы мобилизуем все наши возможности, и скоординировано будем добиваться, чтобы то, что уже зафиксировано было полностью принято и доведено до логического завершения, — сказал Д.Курочкин.

По оценке экспертов ТПП внесение законопроекта в Государственную Думу пока является не фактическим, а скорее политическим результатом борьбы позиций профессионального сообщества и разработчиков из минэкономразвития. Чья позиция в результате будет превалировать в содержательной части новой редакции 315-ФЗ мы узнаем весной 2019 года.

Напомним, что в целом законопроект направлен на повышение привлекательности гражданско-правового института саморегулирования для отраслей, в которых саморегулирование еще не введено, что соответствует Концепции совершенствования  механизмов  саморегулирования, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2015 N 2776-р.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*