Пожарный надзор десять лет назад выпал из сферы контроля за проектированием и строительством, но теперь может вернуться.
Сегодня Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект № 518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора». Напомним, что законодательная инициатива появилась после резонансного пожара, произошедшего 25 марта 2018 года в Кемерово.
В числе прочего законопроект предусматривает внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ в части порядка проведения строительного контроля, государственного строительного надзора. При проведении строительного контроля предлагается ввести обязательное участие инспектора государственного пожарного надзора. Аналогично и государственный строительный надзор предложено осуществлять с участием должностных лиц органа федерального государственного пожарного надзора.
Соответствующие изменения предлагается ввести и в закон «О пожарной безопасности».
Кроме того, авторы законодательной инициативы предлагают наделить сотрудников пожарного надзора правом:
«рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов;
проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;»
Ответственный за законопроект Комитет по безопасности и противодействию коррупции в своем отзыве на законопроект напоминает, что органы пожарного надзора исключены из сферы контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию с 2007 года. По мнению Комитета, именно этот факт мог привести к росту статистики возникновения пожаров на строящихся объектах.
«По данным статистической информации за период с 2007 по 2017 годы при общем снижении числа пожаров в стране доля пожаров на строящихся и реконструируемых объектах возросла с 0,45 % за период 2000 — 2006 гг., до 0,59 % за период 2007 — 2017 гг.»
Почему данные цифры эксперты связывают с отлучением инспекторов от контроля, а не с другими факторами в отзыве Комитета не объясняется.
Комитет по транспорту и строительству, который является соисполнителем законопроекта, поддержав документ в целом, категорически возражает против дублирования инспекторами пожарной безопасности функций строительного контроля и госстройнадзора.В своем отзыве Комитет напоминает, что согласно действующему законодательству проверка соответствия выполняемых строительных работ мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности уже осуществляется уполномоченными органами федерального и регионального государственного строительного надзора. То же самое относится к экспертизе проектной документации на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности и проведению строительного контроля. Кроме того, Комитет указывает, что
«часть 6 статьи 49 ГрК РФ, устанавливает недопустимость проведения иных экспертиз проектной документации, за исключением историко-культурной и экологической экспертизы в специально оговоренных случаях.
в соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство в рамках гражданско-правовых отношений и в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление от 21 июня 2010 года № 468). Участие органов (ГПС) МЧС России в указанных правоотношениях не предусмотрено».
Стоит отметить, что в заключении Правового управления ГД РФ также отмечено, что
«Из предлагаемых изменений части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса неясно, в каком порядке должно осуществляться привлечение представителя федерального государственного пожарного надзора к проведению строительного контроля, учитывая, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство».
На заседании законопроект представлял первый заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции, член фракции Единая Россия Эрнест Валеев.
«Большинство поступивших замечаний устранимы ко второму чтению»,- отметил он. Однако вопрос введения внешнего контроля за стройкой со стороны МЧС, взамен внутри отраслевого со стороны госстройнадзора для разработчиков является принципиальным.
В первом чтении законопроект был принят единогласно.
Остается надеяться, что многочисленные замечания будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению и дублирования функций экспертизы, контроля и надзора над исполнением требований пожарной безопасности на всех этапах проектирования и строительства не произойдет.