Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) опубликовало для ознакомления проект Концепции совершенствования системы технического регулирования и оценки соответствия в строительстве.
Работа над документом велась в рабочей группе «Агрессивное развитие инфраструктуры», сформированной правительством для проработки вопросов стратегии пространственного развития, новых жилищных возможностей, экологии и инфраструктуры, нового ритма строительства для обеспечения достижения национальных целей в сфере строительства и благоустройства к 2030 году. Курирует группу вице-премьер Марат Хуснуллин. По его поручению Концепция была разработана в составе документов проекта одноименного стратегическому направлению «Новый ритм строительства».
По решению Совета, НОПРИЗ поддержал разработку документа и принял в его подготовке деятельное участие. Публично проект Концепции был представлен 6 июля 2021 года в рамках Международной промышленной выставки «Иннопром-2021». С докладом, посвященным совершенствованию системы технического регулирования и оценки соответствия в строительстве, на конференции «Промышленная политика в сфере строительства»* выступил вице-президент, член Совета НОПРИЗ, президент Ассоциации «Объединение генподрядчиков в строительстве» Анвар Шамузафаров.
Из вышесказанного очевидно, что основной целью Концепции является обеспечение инструментами и средствами технического регулирования реализации национальных целей и задач, установленных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 года, а также задач, включенных в проект Стратегии «Агрессивное развитие инфраструктуры».
В числе противоречий, которые необходимо разрешить для достижения целей развития инфраструктуры авторы концепции называют:
- противоречие между частным характером инвестиций в основной капитал и государственной системой регулирования, сохранившей избыточный контроль.
- противоречие между прогрессивными нормами законодательства о техническом регулировании и стандартизации, и закрытыми ведомственными процедурами обновления технических требований и норм, зачастую носящих противоречивый характер и сохранивших в доказательной базе устаревшие документы, основанные на предписывающем методе.
- противоречие между потребностью в теоретическом и экспериментальном обосновании новых технических норм строительства, основанных на риск-ориентированном и параметрическом методах нормирования, и деградацией существовавших ранее соответствующих научных школ и экспериментальной базы.
- противоречие между процедурами оценки соответствия для обеспечения безопасности зданий и сооружений и отсутствием ответственности государственных (муниципальных) участников инвестиционного процесса.
- противоречие между необходимостью технологического развития промышленности и сохранением устаревших норм технологического проектирования.
В концепции детально изложены выявленные в результате экспертной работы слабые места и возможные точки роста и развития системы технического регулирования и оценки соответствия в проектировании и строительстве, определены направления совместной работы ответственных ФОИВ и профессионального сообщества для их использования в целях Концепции.
В качестве примера можно привести «подготовку в целях совершенствования оценки соответствия предложений по уточнению и оптимизации стадийности проектирования сложных производственных объектов с уточнением требований к условиям и особенностям экспертизы таких проектов, на основе передового зарубежного опыта параллельного ведения инженерных изысканий, проектирования ОКС с экспертизой этих проектов, а также строительства ОКС с одновременным осуществлением строительного контроля и надзора с целью существенной экономии и, в последующем, полного исключения выделения дополнительного времени на исполнение этих административных процедур».
В результате выполнения положений Концепции предполагается достижение целей по совершенствованию системы технического регулирования в строительной сфере в два основных этапа:
- Первый этап — до 2024 года – обеспечение поставленных задач по оптимизации и сокращению сроков реализации инвестиционно-строительных проектов, внедрение инновационных материалов, технологий в разумные сроки, как правило, не более 9 месяцев.
- Второй этап — до 2030 года – оптимизация структуры нормативной базы и системы управления техническим регулированием, включая сокращение административных процедур до минимального значения, оптимизацию соотношения количества обязательных и добровольных требований в строительстве при безусловном обеспечении требований безопасности зданий и сооружений для достижения целей и задач правительственной Стратегии «Агрессивное развитие инфраструктуры»:
-
- от идеи (разработанного проекта и рабочей документации к нему) до строительства — 7 дней;
- внедрение новых технологий в строительство при наличии финансирования и производственной базы (после ускоренного их одобрения соответствующим ТК системы Росстандарта) — за один день.
К Концепции прилагается дорожная карта по её реализации. Основными исполнителями включенных в неё мероприятий являются Минстрой, Минпромторг, Росаккредитация, Росстандарт, Ростехнадзор, НОПРИЗ и НОСТРОЙ, при участии МЧС России, РСС, РСПП и ТПП. Всего дорожная карта включает 23 мероприятия по анализу, разработке и подготовке предложений и документов различного уровня.
В целях реализации Концепции Минстрою и Минпромторгу предложено в 2022 году сформировать механизм разрешения межведомственных конфликтов в техническом регулировании строительства, основанного на привлечении для решения таких конфликтов профессиональных экспертов.
В завершение отметим, что на программы «агрессивного развития инфраструктуры» до 2030 года планируется потратить порядка 22 трлн рублей.
*Справочно: Конференция «Промышленная политика в сфере строительства», безусловно, стала одним из центральных мероприятий Международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2021».
В конференции принимали личное участие министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин, руководитель Росстандарта Антон Шалаев, замминистра промышленности и торговли Алексей Ученов, гендиректор НИРК Артём Шадрин, представители Коллегии по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии, РСПП и саморегулируемых организаций в сфере строительства.