Параметрический метод: свобода и ответственность

uzenzen

Очередное сокращение срока инвестиционно-строительного цикла должен обеспечить переход на параметрический метод нормирования.

Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу менее, чем через месяц — 1 сентября 2024 года.

Ключевые новеллы документа разъяснил директор Департамента Градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя Владимир Калинкин на заседании Комиссии Российского союза строителей и предпринимателей (РСПП) по жилищной политике «Новая модель технического регулирования в строительстве», прошедшего в режиме видеоконференцсвязи 1 августа 2024 года.

Согласно новому 635-ФЗ все способы обоснования соблюдений требований технического регламента равнозначны и включают в себя:

  1. Национальные стандарты и (или) своды правил (часть национального стандарта и (или) свода правил)
  2. Международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств
  3. Стандарты организаций
  4. Результаты применения предусмотренных частью 6 статью 15 Технического регламента способов обоснования, утвержденных лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

В прошлое уходит привычное деление перечня требований на обязательные и добровольные, на их основе формируется единый цифровой реестр требований. Его задача — оградить проектировщика от всего, что осталось «за рамками».

Заседание Комиссии РСПП по жилищной политике, 01.08.2024 г.

Реестр содержит в себе исчерпывающие требования, обязательные для проектировщика, экспертизы, строителя и эксплуатанта задания. Это касается не только требований строительных СП, но и СП по линии МЧС России, а также санитарной-эпидемиологических норм, включая требование радиационной и экологической безопасности. Любое требование, введенное даже приказом Роспотребнадзора или Минприроды, преобразуется с последующим переводом машинопонимаемый формат.

До весны 2026 года в экспертизе документация проверяется на соответствие всем действующим документам, даже если они по какой-то причине не попали в реестр требований. С 1 марта 2026 года подход принципиально изменится.

Отказ от разработки и применения специальных технических условий (СТУ), которым ранее обосновывали любое отклонение проекта от предписывающих документов или применяли в случае их отсутствия, должно компенсировать два типа документов:

  1. Стандарт организации,
  2. Обоснование безопасности.

В новой матрице технического регулирования стандарты организаций (СТО) по своему статусу в доказательной базе приравниваются к ГОСТам, СП и другим документам.

Важно, что СТО может заменять собой требования СП. Так как СТО включены в доказательную базу Технического регламента, они не должены содержать в себе требования за рамками 384-ФЗ. Можно сказать, что в новых условиях СТО в какой-то мере эквивалентен специальным техническим условиям (СТУ), так как проходит установленную процедуру утверждения и является документом многократного (!) применения.

«Мы получили много сигналов о том, что отмена СТУ приведет проектирование к стагнации, но, коллеги, надо разобраться и вы увидите и осознаете те плюсы, которые дает новый механизм регулирования, а это инструменты стандартов организации и обоснования безопасности», — прокомментировал эксперт. Тем более, что на первый взгляд новые инструменты обоснования безопасности – сценарии, расчеты, испытания — уже присутствовали в 384-ФЗ, но модель регулирования не позволяла им конкурировать с требованиями СП. Теперь же это равнозначный инструмент.

Заседание Комиссии РСПП по жилищной политике, 01.08.2024 г.

С 1 сентября 2024 года вступает в силу Постановление Правительства № 708, утверждающее требования к содержанию результатов применения способов обоснования соответствия безопасности, которым вводится механизм обоснования проекта моделированием сценария возникновения процессов через расчеты и испытания или через оценку риска возникновения опасных процессов и явлений техногенных воздействий.

Решение о том, чем руководствоваться — требованиями реестра, стандартам организации или обосновывать проектное решение через обоснование безопасности, — принимает исключительно главный инженер проекта (ГИП). Если ГИП самостоятельно не может обосновать заложенные в проектную документацию решения, он вправе привлечь научную организацию. Ключевой момент заключается в том, что результаты обоснования проектных решений утверждает ГИП, и никто иной. Логика заключается в том, что ответственность, в том числе и финансовая, за некорректное решение в рамках проектной документации, в полном объеме несет главный инженер проекта. «Для этого он состоит в НРС, для этого есть компенсационный фонд СРО. Это очень важно, собственно, это то, ради чего все затевалось», — подчеркнул Владимир Калинкин. Также о необходимости повышения роли и ответственности главных инженеров и архитекторов проектов неоднократно высказывался президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров.

В дальнейшем в ЕГРЗ будет формирован отдельный модуль, накапливающий в себе сведения о специалистах, готовивших обоснование проекта, и привлекавшихся для этой работы организациях, чтобы обеспечить полную прослеживаемость до конечного исполнителя работ.

Напомним, что изменения, внесенные в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений подразумевают переход к системе параметрического нормирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*