
Программа профилактики нарушений обязательных требований Ростехнадзора содержит существенные моменты для понимания оснований предстоящих плановых проверок СРО. На что стоит обратить внимание саморегулируемым организациям, включенным в план проверок 2021 года, рассказывает наш постоянный автор.
Как то незамеченным остался приказ Ростехнадзора от 8 февраля 2021 г. № 50, которым была утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2021 год.деятельности СРО будет проходить проверка и на какие нарушения будут обращать внимание.
А ведь именно в данной программе содержатся существенные моменты, указывающие на то, по каким основаниям будет проходить проверка деятельности СРО и на какие нарушения будут обращать внимание в этом году.
Программа разработана в целях реализации положений:
- Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
В целях конкретизации мероприятий и установления отчетных показателей по осуществляемым Ростехнадзором видам контрольно-надзорной деятельности Программа разделена на подпрограммы по каждому из видов надзора.
Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства содержится в подпрограмме № 4.
В подпрограмме указывается, что в 2020 году Ростехнадзором из государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствии со статьей 55.2 Кодекса и частью 1 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» были исключены сведения о пяти саморегулируемых организациях — 1 СРО изыскателей, 3-х проектных СРО и одной СРО строителей.
Во втором пункте подпрограммы указываются ключевые, наиболее значимые риски для СРО, а именно:
Типовые нарушения обязательных требований | Степень риска причинения вреда | Тяжесть последствий |
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований законодательства Российской Федерации при разработке внутренних документов | Низкая | Отсутствие обязательных к исполнению требований как для органов управления саморегулируемой организации, так и для ее членов |
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований к членству | Средняя | Допуск на рынок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не соответствующих установленным законодательством требованиям, что повышает вероятность некачественного выполнения работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда |
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований по формированию компенсационных фондов саморегулируемой организации в установленном размере и размещению на специальных банковских счетах в уполномоченных Правительством Российской Федерации кредитных организациях в установленном порядке | Высокая | 1. Невозможность возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения. |
2. Невозможность возмещения ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора. | ||
3. Отсутствие компенсационных фондов является одним из оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, что ведет к потере права заключения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями новых договоров подряда на выполнение работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства до вступления в другую саморегулируемую организацию | ||
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований информационной открытости: | Низкая | Отсутствие информации о деятельности саморегулируемой организации для всех заинтересованных лиц как следствие снижение конкурентоспособности как саморегулируемой организации, так и ее членов, а также повышение вероятности недопуска членов такой саморегулируемой организации к заключению договоров подряда |
— ведение реестра членов с нарушениями; | ||
— неразмещение или несвоевременное размещение решений, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, внутренних документов, сведений о компенсационных фондах и т.д. | ||
Непредставление сведений в целях ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в орган надзора за саморегулируемыми организациями | Низкая | Отсутствие информации о деятельности саморегулируемой организации для всех заинтересованных лиц как следствие снижение конкурентоспособности как саморегулируемой организации, так и ее членов, а также повышение вероятности недопуска членов такой саморегулируемой организации к заключению договоров подряда |
Именно по этим основаниям будут осуществляться проверки СРО в 2021 году.
При этом, в целях профилактики нарушений обязательных требований после июля 2021 года Ростиехнадзором могут применяться следующие профилактические мероприятия:
- информирование (осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах);
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения (при наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований);
- консультирование (по обращениям контролируемых лиц и их представителей должностное лицо контрольного (надзорного) органа осуществляет консультирование, то есть дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора);
- профилактический визит (проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо будет проинформировано об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска и о рекомендуемых способах снижения категории риска. В ходе визита также планируется сообщать о видах, содержании и интенсивности контрольных мероприятий в отношении СРО, исходя из отнесения к той или иной категории риска.
Таким образом, при проведении проверок Ростехнадзор планирует свести к нулю допускаемые нарушения СРО.Ооб этом сообщается в пятом пункте подпрограммы:
Отчетные показатели за 2019 — 2020 годы и прогноз отчетных показателей на 2021 год
Показатель | 2019 г. | 2020 г. (на 01.12.2020) | Прогноз 2021 г. |
Снижение количества саморегулируемых организаций, не соответствующих требованиям статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ | 19 | 5 | — 1% |
Как говорится: информирован, значит вооружен. Поэтому СРО не стоит расслабляться и рекомендуется еще раз провести внутренний аудит на выполнение требований законодательства РФ к деятельности СРО и, таким образом, максимально подготовится к предстоящим в 2021 году проверкам.
ПРАВОВЕД
специально для Правды о СРО