Проверки СРО: курс на профилактику

vectorstok

Программа профилактики нарушений обязательных требований Ростехнадзора содержит существенные моменты для понимания оснований предстоящих плановых проверок СРО. На что стоит обратить внимание саморегулируемым организациям, включенным в план проверок 2021 года, рассказывает наш постоянный автор.


Как то незамеченным остался приказ Ростехнадзора от 8 февраля 2021 г. № 50, которым была утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2021 год.деятельности СРО будет проходить проверка и на какие нарушения будут обращать внимание.

А ведь именно в данной программе содержатся существенные моменты, указывающие на то, по каким основаниям будет проходить проверка деятельности СРО и на какие нарушения будут обращать внимание в этом году.

Программа разработана в целях реализации положений:

  • Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
  • постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В целях конкретизации мероприятий и установления отчетных показателей по осуществляемым Ростехнадзором видам контрольно-надзорной деятельности Программа разделена на подпрограммы по каждому из видов надзора.

Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства содержится в подпрограмме № 4.

В подпрограмме указывается, что в 2020 году Ростехнадзором из государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствии со статьей 55.2 Кодекса и частью 1 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»  были исключены сведения о пяти саморегулируемых организациях — 1 СРО изыскателей, 3-х проектных СРО и одной СРО строителей.

Во втором пункте подпрограммы указываются ключевые, наиболее значимые риски для СРО, а именно:

Типовые нарушения обязательных требований Степень риска причинения вреда Тяжесть последствий
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований законодательства Российской Федерации при разработке внутренних документов Низкая Отсутствие обязательных к исполнению требований как для органов управления саморегулируемой организации, так и для ее членов
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований к членству Средняя Допуск на рынок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не соответствующих установленным законодательством требованиям, что повышает вероятность некачественного выполнения работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований по формированию компенсационных фондов саморегулируемой организации в установленном размере и размещению на специальных банковских счетах в уполномоченных Правительством Российской Федерации кредитных организациях в установленном порядке Высокая 1. Невозможность возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.
2. Невозможность возмещения ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора.
3. Отсутствие компенсационных фондов является одним из оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, что ведет к потере права заключения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями новых договоров подряда на выполнение работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства до вступления в другую саморегулируемую организацию
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований информационной открытости: Низкая Отсутствие информации о деятельности саморегулируемой организации для всех заинтересованных лиц как следствие снижение конкурентоспособности как саморегулируемой организации, так и ее членов, а также повышение вероятности недопуска членов такой саморегулируемой организации к заключению договоров подряда
— ведение реестра членов с нарушениями;
— неразмещение или несвоевременное размещение решений, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, внутренних документов, сведений о компенсационных фондах и т.д.
Непредставление сведений в целях ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в орган надзора за саморегулируемыми организациями Низкая Отсутствие информации о деятельности саморегулируемой организации для всех заинтересованных лиц как следствие снижение конкурентоспособности как саморегулируемой организации, так и ее членов, а также повышение вероятности недопуска членов такой саморегулируемой организации к заключению договоров подряда

Именно по этим основаниям будут осуществляться проверки СРО в 2021 году.

При этом, в целях профилактики нарушений обязательных требований после июля 2021 года Ростиехнадзором могут применяться следующие профилактические мероприятия:

  • информирование (осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах);
  • обобщение правоприменительной практики;
  • объявление предостережения (при наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований);
  • консультирование (по обращениям контролируемых лиц и их представителей должностное лицо контрольного (надзорного) органа осуществляет консультирование, то есть дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора);
  • профилактический визит (проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо будет проинформировано об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска и о рекомендуемых способах снижения категории риска. В ходе визита также планируется сообщать о видах, содержании и интенсивности контрольных мероприятий в отношении СРО, исходя из отнесения к той или иной категории риска.

Таким образом, при проведении проверок Ростехнадзор планирует свести к нулю допускаемые нарушения СРО.Ооб этом сообщается в пятом пункте подпрограммы:

Отчетные показатели за 2019 — 2020 годы и прогноз отчетных показателей на 2021 год

Показатель 2019 г. 2020 г. (на 01.12.2020) Прогноз 2021 г.
Снижение количества саморегулируемых организаций, не соответствующих требованиям статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ 19 5 — 1%

Как говорится: информирован, значит вооружен. Поэтому СРО не стоит расслабляться и рекомендуется еще раз провести внутренний аудит на выполнение требований законодательства РФ к деятельности СРО и, таким образом, максимально подготовится к предстоящим в 2021 году проверкам.

 

ПРАВОВЕД
специально для Правды о СРО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*