Комплексное развитие территорий, ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства и капитальный ремонт стали главными темами круглого стола НОСТРОЙ «Практика реализации государственных программ в регионах».
Мероприятие состоялось 4 октября 2023 года в Екатеринбурге в рамках Х Международного строительного форума и выставки 100+ TechnoBuild. С докладами выступили заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко, президент НОСТРОЙ Антон Глушков, министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Михаил Волков, заместитель губернатора Новосибирской области Роман Теленчинов, руководитель Самарского Центра ценообразования в строительстве Ольга Дидковская, заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ Павел Малахов и координатор НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко.
Открывая заседание, Антон Глушков подчеркнул важность тесного взаимодействия власти и бизнеса, озвучив при этом идею создания клуба профильных губернаторов для решения актуальных отраслевых проблем без лишних проволочек. В качестве наиболее острых президент НОСТРОЙ выделил три темы: реализацию проектов комплексного развития территорий (КРТ), переход субъектов на ресурсно-индексный метод (РИМ) определения сметной стоимости строительства и ремонт многоквартирных домов и объектов соцкультбыта.
Сергей Музыченко напомнил, что с начала 2023 года на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства перешло 49 субъектов РФ. Более двухсот проектов с применением РИМ вышло из экспертизы, более ста — находятся в стадии реализации. Третий квартал текущего года должен был завершить переход, однако этого не случилось. В настоящий момент готовность к переходу на РИМ обеспечена в 20-ти субъектах, тогда как девять до сих пор остаются проблемными. Основной причиной является неготовность к мониторингу ресурсов на территории субъекта. «Мы подготовили и внесли в правительство проект постановления о продлении переходного периода до 1 квартала 2024 года. Это необходимо, чтобы мы решили вопросы с субъектами и безболезненно отработали с отраслевыми компаниями», — прокомментировал заместитель министра.
Сергей Музыченко подчеркнул, что переход на РИМ не приведет к бездумному повышению цены контракта, а сделает ее объективнее, позволит избежать перекосов в структуре проекта и открыто взаимодействовать с подрядчиком.
Касаясь вопросов формирования Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), он отметил важность создания агрегатора, способного собирать информацию по конкретным сделкам и обезличено передавать данные во ФГИС ЦС. К поставщикам, которые не размещают информацию во ФГИС ЦС, санкции применять не будут – для этого необходимо вводить новый вид контроля. В перспективе эту функцию может взять на себя РОССТАТ.
С докладом по вопросам внедрения ресурсно-индексного метода в системе строительного ценообразования выступила руководитель Самарского Центра ценообразования в строительстве Ольга Дидковская. Эксперт подчеркнула, что сметная стоимость статична, а финансовые ресурсы важно получить при начале строительных работ. Важно, чтобы смета была сформирована грамотно, и РИМ в полной мере позволяет это сделать.
В свою очередь, Антон Глушков подчеркнул важность наполнения ФГИС ЦС, которая создавалась с целью выявления объективной стоимости строительных ресурсов, и отметил, что к этой работе подключились и саморегулируемые организации. При этом СРО может быть не только участником, который эту деятельность агрегирует, но и источником, наполняющим ФГИС ЦС. Лидерами по работе с ФГИС ЦС являются Ивановская и Кемеровская области, а также Приморский край. Шесть субъектов РФ имеют наполнение ФГИС ЦС, близкое к нулю.
Комментируя кадровые проблемы строительной отрасли в регионах, Антон Глушков напомнил, что три года назад НОСТРОЙ вышел с инициативой производить расчет заработной платы не на основании данных, предоставляемых статистикой, а на основании реальных зарплат, сведения о которых предоставляют компании – члены саморегулируемых организаций. В настоящий момент действуют два способа расчета – на основании данных РОССТАТА и той информации, которую предоставляют СРО. Важно учитывая тот факт, что на сегодняшний момент конкуренция за рабочую силу в регионах значительно возрастает. Количество иностранцев, работающих на территории РФ, в 2023 году сократилось на 40%.
Михаил Волков поблагодарил Минстрой России за внимание к форуму 100+ как к площадке для сотрудничества федеральных и региональных органов власти, добавив, что важно обеспечивать взаимодействие всех профильных структур, курирующих деятельность строительного комплекса. Он отметил, что дополнительные требования санитарных и пожарных норм негативно сказываются темпах строительства социальных объектов. В результате типовых решений не рождается, эффективная работа над ошибками не проводится.
Павел Малахов рассказал о мониторинге реализации программы капитального ремонта и строительства школ, который проводит НОСТРОЙ. Он порекомендовал заказчикам обращать внимание не только на наличие допуска и членства в СРО у потенциального подрядчика, но и на соответствие заявленному уровню обеспечения договорных отношений. К сожалению, порядка 25% от общего числа заказчиков эту информацию не проверяют. Множество проблем связано с выполнением контактов «под ключ» для новых проектов. Как показывает практика, большая часть из них находится в красной зоне. В отношении объектов повторного применения ситуация намного лучше. Значительное число объектов, а именно 30% нового строительства со сдачей в 2024 году, также находится в красной зоне с процентом исполнения менее 10%.
Максим Федорченко подчеркнул необходимость совершенствования законодательства в области комплексного развития территорий. Тот факт, что по данным ЕРЗ в РФ объемы КРТ превысили объемы строительства «по-старому» свидетельствует о том, что механизм КРТ состоялся. Лидерами в этом направлении, по данным мониторинга НОСТРОЙ, являются Тюмень и Челябинск. Развитие механизма КРТ сдерживают точечные недоработки в законодательстве. В частности, необходимо предусмотреть возможность участия в договоре КТР более одного органа публичной власти (особенно это актуально для объектов образования и здравоохранения), учитывать мнение собственников объектов индивидуального жилищного строительства при расселении, гарантировать полноценную защиту инвестору посредством предоставления земельного участка в собственность, обеспечить тщательно сбалансированную кредитную нагрузку.
В завершение Роман Теленчинов поделился опытом Новосибирской области реализации проектов КРТ. Он проинформировал о создании региональной организации, наделенной правом реализации 650 Га земельных участков, освоение которой находится в разной стадии. Спикер отметил, что зачастую проект планировки территории не удовлетворяет требованиям достоверности, поэтому на всех площадках КРТ необходимо разработать мастер-план. Также Роман Теленчинов подчеркнул важность предоставления гарантий, позволяющих инвестору в дальнейшем использовать земельный участок более эффективно.