Ценообразование ждут перемены

studiostoks

Минстрой России намерен перейти на формирование сметной стоимости ресурсно-индексным методом в 2022 году. Об этом Директор департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина сообщила на первом расширенном заседании Комиссии Общественного совета при Минстрое России по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту. Мероприятие состоялось 10 сентября в формате круглого стала в рамках деловой программы XI Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство».

По словам Ирины Тютьминой, в настоящее время ведомство параллельно работает по двум направлениям: совершенствование базисно-индексного метода и подготовка нормативной базы, которая позволит перейти к ресурсно-индексному методу.

В свою очередь, заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» по ценообразованию Сергей Лахаев отметил, что переход к ресурсно-индексному методу – вовсе не главный итог совершенствования системы ценообразования, основная цель – создание самой эффективной системы, которая будет регулярно обновляться, учитывая все реалии строительного комплекса, включая законодательство. «Это (переход на ресурсно-индексный метод – ред.) первый этап, первая веха, но её обязательно надо достичь, чтобы нивелировать очень большое количество проблем, которые есть в ценообразовании», — пояснил Сергей Лахаев.

Он также рассказал, что 52 субъекта Российской Федерации уже пересмотрели сметные индексы, которые станут, в том числе, основой перехода на ресурсно-индексный метод ценообразования, еще 5 регионов в течение месяца завершат этот этап. Минстрой России уже подготовил машиночитаемые форматы работы со сметами.

Директор Департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ Павел Малахов доложил о соотношении утвержденной органами исполнительной власти субъектов РФ и фактической заработной платы рабочих строительных специальностей. Напомним, что регионы должны самостоятельно рассчитывать показатели оплаты труда рабочих первого разряда в соответствии с методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства. Фактически же регионы используют среднестатистические данные и не раскрывают механизм выборки компаний для такого расчета. Таким образом, при применении государственных сметных норм отмечается недофинансирование, тогда как в реальности строительные компании несут гораздо большие затраты на оплату труда рабочих при государственных контрактах, так как при применении государственных сметных норм отмечается недофинансирование.

Павел Малахов призвал руководителей регионов использовать данные строительных компаний по фактическим выплатам и заявил, что в формировании корректных значений могут помочь региональные саморегулируемые организации.

Представитель компании-инкогнито, разрабатывающей программное обеспечение, Артем Морозов представил сервис, который позволяет автоматизировать процесс выбора поставщиков и способен облагодетельствовать всех участников контрактной системы (включая непосредственных разработчиков). Так, застройщику, загрузившему свою сметную документацию, платформа дает возможность получить реальную информацию о ценах на строительные ресурсы; поставщикам и производителям строительных материалов – найти новых покупателей, федеральным и региональным властям, а также профессиональным объединениям – бесплатно и оперативно получать данные о рыночных ценах.

Подводя итоги выступлений и открывая сессию вопросов и ответов, председатель Комиссии по ценообразованию, президент НОСТРОЙ Антон Глушков подчеркнул, что для строителей самым важным является начальная (максимальная) цена контракта. В настоящее время максимальная цена контракта по ряду объектов в результате применения ФСНБ 2020 может уменьшаться на 6-7%. Мониторинг, проводимый НОСТРОЙ, показал, что рентабельность всех строительных организаций снижается, поскольку затратная часть проектов в силу курсовой разницы, в силу инфляции постоянно прирастает. Кроме того, участились случаи, когда в рамках государственных закупок отсутствуют заявители на бюджетные контракты, в первую очередь на объектах, связанных с капитальным ремонтом.  Эти проблемы НОСТРОЙ намерен решать сообща с Минстроем России и Главгосэкспертизой, работая по двум направлениям:

  • с субъектами в части правильного определения средней заработной платы по отрасли;
  • наполняя ресурсную базу.

«Ждать от коллег, что база начнет объективно отражать фактические затраты строителей можно только в том случае, если в нее будут заложены корректные исходные данные. Мы должны активно продвигать и развивать эту методическую работу», — подчеркнул Антон Глушков.

Напомним, в этом году в Национальном объединении строителей был создан Департамент ценообразования, на его работу в будущем году планируется потратить 11 миллионов рублей. Всего на развитие системы ценообразования в 2021 году НОСТРОЙ намерен потратить 25 миллионов рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*