Казначейское сопровождение: издержки контроля

studiostoks

С 1 января 2022 года в силу вступили Правила расширенного казначейского сопровождения для государственных контрактов, предметом которых является строительство, а стоимость превышает 1 млрд рублей.

Механизм, запущенный Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 г. № 2024 «О правилах казначейского сопровождения», предполагает ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности участниками такого сопровождения, а также дополнительный контроль со стороны казначейства. Так, под каждый проект в казначействе будет открываться отдельный лицевой счет, деньги с которого можно будет получить только после предоставления расходных деклараций по каждому платежу и других документов.

По замыслу авторов документа, новая норма позволит усилить контроль за расходованием бюджетных средств, а также сбалансировать интересы государства и исполнителей государственных контрактов.

Профессиональное сообщество паче чаяния не разделило оптимизм чиновников.

Первыми тревогу подняла Национальная ассоциация инфраструктурных компаний, эксперты которой считают, что новые правила увеличат закредитованность подрядчиков и усложнят получение банковских гарантий по госконтрактам. Совместное исследование сферы дорожного строительства, проводимое НАИК и НИУ «Высшая школа экономики», предвещает организациям дорожного строительства вследствие роста цен на строительные ресурсы и проблем нормативного регулирования. В ответ на обращения НАИК, направленные главе Минэкономразвития России Максиму Решетникову и министру строительства и ЖКХ РФ Иреку Файзуллину, в Минстрое России пообещали провести совещания с участниками рынка для разъяснения новых правил.

Следом о проблемах, которыми грозит введение новых правил, заявили представители Российского союза промышленников и предпринимателей. Так, вице-президент РСПП Игорь Вдовин предупредил, что механизм расширенного казначейского сопровождения спровоцирует дефицит субподрядчиков и неизбежно повлечет дополнительные расходы, что скажется на размере прибыли и сроках уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты России.

Накануне Нового года президент РСПП Александр Шохин направил председателю правительства России Михаилу Мишустину письмо с просьбой отсрочить введение указанного механизма и предварительно проработать с органами власти и бизнес-сообществом вопросы его практической реализации.

Наконец, на прошлой неделе с просьбой о пересмотре новых требований в правительство обратились представители банков, финансирующих исполнителей государственных контрактов.

Первый заместитель председателя Сбербанка Александр Ведяхин в обращении, направленном курирующему строительный блок Марату Хуснуллину, отметил, что механизм расширенного казначейского сопровождения приведет к удлинению сроков расчетов с контрагентами, росту кассовых разрывов и нагрузки на оборотный капитал подрядчиков, увеличению потребности в привлечении собственных средств исполнителей, а также сокращению числа субподрядчиков и поставщиков, привлекаемых в целях исполнения контрактов.

Федеральное казначейство не разделяет опасений участников рынка. Механизм применялся и ранее, а периметр его действия весьма ограничен. Как подсчитало издание «Ъ», в прошлом году было заключено лишь 65 контрактов стоимостью выше 1 млрд рублей, в том числе 24 в дорожной сфере, 46 — с единственным поставщиком (из них три — в сфере строительства).

Впрочем, правительство откликнулось на призывы бизнес-сообщества и заявила о формировании рабочей группы, в которую войдут представители Минфина России, Минстроя России, Федерального казначейства, а также профессионального сообщества, включая крупнейших подрядчиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*