Цифровизация споткнулась о подрядчика

uzenzen

Построение цифровой вертикали в строительстве стартовало с верхнего — федерального уровня и по мере продвижения в регионы столкнулось с нехваткой квалифицированных кадров, различиями в экономическом и технологическом потенциале и отсутствием у участников рынка мотивации в изменении сложившихся алгоритмов взаимодействия.

По данным Минстроя России 85 субъектов РФ создали ГИСОГД и обеспечили передачу сведений и документов на федеральный уровень. Следующим этапом должно стать погружение в цифровую среду ОКС, строящихся в регионах с привлечением бюджетных средств. Для реализации этой задачи региональным и муниципальным подрядчикам предложили использовать Информационную систему управления проектами (ИСУП), оператором которой является подведомственный Минстрою России ФАУ «Роскапстрой».

На начало июля 2024 года нормативные правовые акты для подключения и использования Информационной системы управления проектами приняли 87 субъектов Российской Федерации. 20 из них уже обеспечили интеграцию ИСУП и ГИСОГД, но до полноценного решения задачи по переходу регионов к ведению ИД (исполнительной документации) на бюджетных стройках в электронном виде еще далеко.

Кадр из презентации советника министра строительства и ЖКХ РФ Елены Звонаревой

По мнению советника министра строительства и ЖКХ Российской Федерации, заместителя руководителя Центра компетенций РФ по цифровой трансформации строительной отрасли Еленой Звонаревой строительная отрасль не успевает адаптироваться к изменениям требований законодательства по цифровизации по ряду причин. Некоторые из них она озвучила на сессии «Цифровизация строительства: тренды и технологии», которая прошла 3 июля 2024 года в рамках саммита деловых кругов «Сильная Россия». В том числе эксперт назвала:

  • неорганичность цифровых изменений в отрасли;
  • отсутствие интереса и мотивации — участники цифровизации строительства не видят от нее быстрого экономического эффекта;
  • нехватку и текучку кадров;
  • низкий уровень цифровой зрелости малых и средних предприятий;
  • разное техническое оснащение субъектов РФ, государственных и муниципальных заказчиков, которое приводит к «лоскутной цифровизации» и препятствует стандартизации и консолидации данных.

Чиновник также отметила отсутствие инструментов сопровождения и контроля внедрения нормативных изменений в сфере строительства, низкую скорость обращения бюджетных средств и несвоевременное получение подрядчиком актуальной версии проектной документации.

Ранее Елена Звонарева отмечала, что ИСУП успешно внедряется в государственных структурах и компаниях и унифицирует работу государственных заказчиков, что позволяет создать рынок нижних систем — цифровых решений для подрядных организаций, которые они выбирают сами.

Однако чиновники, которые на протяжении последнего года в рамках десятков мероприятий проводят в регионах разъяснительную работу о необходимости, неизбежности и безальтернативности цифровизации строительства и использования данного программного продукта не спешат озвучивать в публичном поле стоимость подключения и использования ИСУП ни для заказчиков, ни для генеральных подрядчиков – исполнителей государственного заказа.

Момент с безальтернативностью ИСУП очевиден — система подлежит интеграции в цифровую вертикаль (с региональными и федеральной ГИСОГД), соответственно, данный вопрос регулируется разработчиками ГИСОГД на уровне протоколов безопасности и обмена данными. Так как в перспективе применяемая заказчиками система управления проектами станет частью глобальной государственной информационной системы сбора данных и управления градостроительной деятельностью, то и оспаривать программный продукт продвигаемый Минстроем России в регионы никакого смысла нет.

Однако, по замыслу разработчиков ИСУП, к государственной системе относится только та часть системы, которой пользуется государственный (муниципальный) заказчик, а застройщики, как участники свободного рынка, вполне могут заплатить и за подключение и за использование ПО.

Основные функции ИСУП предназначены для государственных заказчиков. Внешний контур системы служит исключительно для загрузки данных. Для подрядных организаций прямого доступа к ИСУП не предусмотрено, поэтому строителям рекомендуют использовать для загрузки данных (отчетной и исполнительной документации) специализированное программное обеспечение, которое должно быть авторизовано и входить в рекомендованный список.

В одном из региональных телеграмм-каналов, посвященных цифровой трансформации в строительстве, для генеральных подрядчиков приводится следующий алгоритм передачи данных в ИСУП:

  1. Выбрать ПО, совместимое с ИСУП ОКС.
  2. Заключить контракт на использование и поддержку ПО.
  3. Уведомить государственного или муниципального заказчика о готовности передавать отчётность в электронном виде.
  4. Назначить ответственных сотрудников и создать для них аккаунты для передачи данных в ИСУП.
  5. Обеспечить использование усиленных квалифицированных электронных подписей в компании и среди подрядчиков.
  6. Обучить сотрудников работе с ПО.
  7. Передать отчётность из информационной системы в ИСУП.

Если учесть, что ИСУП является постоянно развивающимся продуктом, то нет сомнений, что и плата за техническую поддержку подключения будет носить для строителей постоянный и регулярный характер.

В этом контексте перечень препятствующих цифровизации строительной отрасли проблем, озвученных на сессии «Цифровизация строительства: тренды и технологии» становится более прозрачным. За исключением пункта о несогласованности проектной документации, проверяемой экспертизой, и рабочей проектной документации, которую использует конечный исполнитель работ.

Кадр из презентации советника министра строительства и ЖКХ РФ Елены Звонаревой

В завершение отметим, что кроме интеграции с информационными системами государственной экспертизы и строительного надзора, ИСУП и ГИСОГД в дальнейшем будут расширяться за счет модуля данных о территориальном развитии и информационными системами ЖКХ и эксплуатирующих организаций. Таким образом, цифровизации подлежит полный жизненный цикл объекта капитального строительства – от этапа инвестиционного проекта, основанного на данных о градостроительном потенциале и документах пространственного развития территории, до этапа эксплуатации и утилизации ОКС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*