Кто торгует допусками СРО

Есть такая птица — козодой. Название свое она получила стараниями римского историка Плиния Старшего, который полагал, что эти птицы присасываются к козьему вымени и воруют молоко. Действительно, козодоев нередко встречают почти у самых ног пасущегося скота, однако это связано с обилием насекомых, потревоженных животными либо слетающихся на запах навоза. Древний Рим давно уже канул в Лету, но тенденция не видеть за деревьями леса, а за частностями — системы благополучно кочует из поколения в поколение.

Рассмотрим систему саморегулирования в строительстве, вернее, ее базовую часть, представленную взаимодействием строительной и саморегулируемой организаций.

Задача строительной организации — строить здания и сооружения, задача СРО — гарантировать добросовестность строителя и создавать своим членам благоприятную среду для эффективной работы: обучать, контролировать, формировать прозрачное правовое поле и т. д. Ну совсем как в скотоводстве, когда фермер находит своим питомцам лужайку позеленее, а потом весь фермерский рынок радуется увеличению надоев. И тут-то на сцене появляется он. Козодой! Который ни козам, ни фермеру никоим образом не мешает, а свой скромный профит в системе имеет.

В саморегулировании в роли этих птиц выступают юридические компании, выполняющие функции посредника-консультанта между строительной и саморегулируемой организациями. В идеальном мире они помогают строителям разобраться в хитросплетениях отечественного законодательства и собрать все необходимые документы для вступления в саморегулируемую организацию, однако реальность вносит свои коррективы, и в системе заводятся недобросовестные дельцы, которые хотят нажиться на юридической безграмотности остальных участников.

В первую очередь речь идет о юристах-посредниках, предлагающих продать первому встречному по сходной цене членство в СРО, допуски, сертификаты и даже готовые строительные фирмы — на случай, если клиент нацелился на жирный тендер, а ресурсов не имеет.

Эти торговцы разрешительными бумажками кормятся за счет предпринимателей уже почти двадцать лет. Это они работали при лицензионных центрах, предлагая получить заветную бумажку без очереди. Это они вклинились между строителями и СРО, когда было введено саморегулирование.

Это маркетинг, детка

Уже несколько лет интернет пестрит объявлениями «Допуск СРО за один день». На соответствующий запрос Яндекс предлагает 261 тысячу ссылок. Узнать, что из этих предложений — консультационные услуги серьезных юридических организаций, а что — мошеннические предложения «коммерческих СРО» или аффилированных ими лиц, получающих бонусы в 100 тысяч рублей за привлеченных членов, задача примерно 261 тысячи журналистских расследований. Одно можно сказать точно: всепроникающий интернет-маркетинг создает полную иллюзию того, что отрасль насквозь коммерциализирована и саморегулируемые организации торгуют допусками en masse.

Здесь просто необходимо сделать еще одну познавательную врезку, но уже не про пернатых, а про контекстную рекламу. Схема, по которой работают интернет-маркетологи, сводится к двум действиям: привлечь и продать. Каким должно быть рекламное объявление о помощи в получении допуска, чтобы пользователь выделил его из тысяч подобных и прошел по нужной ссылке? Содержательным (услуга — стоимость — сроки), лаконичным (контекстная реклама весьма ограничена по количеству символов) и ярким.

Отсюда и все обещания золотых гор за 12 часов, которые при дальнейшей проверке оказываются лишь теоретическими возможностями или ловушкой для неискушенных.

Dura lex, sed lex

Вопрос, насколько полезна практика по привлечению юридических консультантов к взаимодействию строительной и саморегулируемой организаций, остается дискуссионным. С одной стороны, сбор пакета документов для вступления в СРО никак не тянет на квадратуру круга и строителю совсем не лишним будет понимание правового поля, в котором предстоит работать; с другой стороны, повторимся, задача строителя — строить, а не разбираться в специальных терминах, нагроможденных крючкотворами-законодателями. Иной раз не грех заплатить толмачу, который переведет многословный язык официальных документов на язык человеческий.

То есть пока стороны действуют в рамках закона, вменить строителям можно только нежелание самостоятельно вникать в юридические тонкости процесса. Ну а спрос закономерно рождает предложение.

За все хорошее, против всего плохого

Саморегулированию в строительстве только пять лет — система совсем молодая и как рыночный инструмент — весьма многообещающая. Однако уже сейчас злые языки поговаривают о ее несостоятельности и предлагают вернуться к лицензированию.

Мы же хотим напомнить, что лицензирование в отрасли уже имело место быть и не оправдало себя. Процесс, наблюдаемый сейчас в саморегулировании, не возник из ниоткуда, а перешел из предыдущей системы: заинтересованные лица точно так же предлагали свою помощь в получении лицензии на строительство.

Более того, тот же процесс мы можем наблюдать сейчас в смежной со строительством отрасли жилищно-коммунального хозяйства: здесь процедура государственного лицензирования стартовала 1 сентября 2014 года и уже с 1 мая 2015 года, в соответствии с законом 255-ФЗ, управляющие многоквартирными домами обязаны работать по лицензии. Мы можем убедиться, что и эта система, несмотря на ее юность, уже полностью освоена посредниками.

Очевидно, что с предпринимательской активностью посредников с помощью смены лицензирования на СРО (и наоборот) бороться бессмысленно, как бессмысленно менять шило на мыло.

Саморегулирование — отнюдь не абстрактное зло, которое нужно разрушить до основания с последующим построением нового мира, регулируемого чиновниками.

В саморегулировании существуют конкретные проблемы, которые можно решить с помощью конкретных инструментов. Один из таких инструментов — это Единый реестр членов СРО, разрабатываемый Национальным объединением строителей. Жесткая фиксация в публичном реестре точки входа строительной организации в систему СРО обеспечит прозрачность, при которой незаконные операции с взносами в компенсационный фонд и мутные схемы получения допуска без надлежащей ответственности станут невозможны.

И тот факт, что вокруг НОСТРОЙ сегодня развернулась настоящая информационная война, красноречиво свидетельствует о том, что отдельные участники системы нешуточно испугались за свои сверхприбыли — потенциальные или существующие.

Источник: Общественный контроль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *