НОСТРОЙ: законодательство в сфере ТИМ требует доработки   

uzenzen

В 2023 году число контрактов, не содержащих требования по использованию технологий информационного моделирования (ТИМ) составило 33%. В 2022 году этот показатель был почти втрое выше — 90%.

Наиболее активно ТИМ применяется в проектировании, при этом самый популярный раздел для использования информационных моделей — архитектурные решения.

Такие данные содержатся в Аналитической справке НОСТРОЙ об отдельных вопросах применения законодательства о градостроительной деятельности РФ в области использования технологий информационного моделирования, формирования и ведения исполнительной документации в строительстве в электронном виде.

В документе представлен обстоятельный анализ нормативных правовых актов, регулирующих применение технологий информационного моделирования, а также формирования и ведения исполнительной документации в электронном виде.

К настоящему моменту Минстроем России сформирована нормативная и техническая база регулирования, включающая процедуры, необходимые для функционирования системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства (ОКС) путем внедрения технологий информационного моделированию.

Однако до сих пор порядок формирования и ведения информационной модели, в том числе требования к информационным системам, законодательством о градостроительной деятельности РФ в полной мере не урегулирован. Это касается как вопросов о составе сведений, которые должны включаться в информационную модель, так и требований к формату электронных документов, в том числе на этапе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства. Нормативное правовое регулирование по использованию ТИМ на данном этапе жизненного цикла здания отсутствует.

На сегодняшний день в большинстве случаев заказчик сам устанавливает требования к составу информационной модели (ИМ) и порядку работы с документацией в электронном виде.

На основании мониторинга применения технологий информационного моделирования при выполнении государственного заказа в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 331, НОСТРОЙ разработал основные правила работы по формированию и ведению информационной модели, исполнительной документации в электронном виде:

  • Информационная модель формируется при строительстве ОКС в обязательном порядке в случаях, установленных Правительством РФ.
  • Работа по формированию и ведению ИМ возложена на застройщика, технического заказчика или лицо, осуществляющее подготовку обоснования инвестиций;
  • Подрядчик формирует и ведет информационную модель при наличии данного требования в условиях контракта, финансирование этой работы осуществляется отдельно;
  • Расходы на информационную модель необходимо включать в начальную максимальную цену контракта (НМЦК);
  • В случае принятия соответствующего нормативного правового акта субъектом РФ, госзаказчики обязаны обеспечить ведение исполнительной документации на этапе строительства исключительно в электронном виде с учетом отдельного финансирования. Порядок ведения исполнительной документации в электронном виде, обязанности и права сторон устанавливаются контрактом;
  • Подрядчик имеет право формировать и вести исполнительную документацию в электронном виде в любой информационной системе, соответствующей требованиям законодательства и условиям контракта;
  • Правом подписывать исполнительную документацию обладают специалисты по организации строительства, внесенные в Национальный реестр (НРС);
  • За неисполнение условий контракта подрядчик несет гражданскую ответственность;
  • Лица, виновные в нарушении законодательства несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии со статьей статья 58 ГрК РФ;
  • В случае неисполнения подрядчиком обязанности по формированию и ведению информационной модели объекта капитального строительства и ведению исполнительной документации в электронном виде, саморегулируемая организация, в которой состоит подрядчик, привлекается к субсидиарной ответственности, предусмотренной ст. 60.1 ГрК РФ.

Также составители Аналитической справки напомнили, что для обеспечения саморегулируемых организаций информацией о ходе исполнения обязательств по контактам их членами, НОСТРОЙ осуществляет интеграцию Единого информационного пространства (ЕИП НОСТРОЙ) с информационной системой управления проектами государственного заказчика (ИСУП). В настоящее время ИСУП не предусматривает участия СРО, поэтому стоит задача обеспечить интеграцию сервисов НОСТРОЙ с ИСУП для осуществления контроля за деятельностью строительных компаний со стороны СРО и снижения риска неисполнения членами СРО своих обязательств.

Одновременно прорабатывается вопрос автоматической проверки соответствия требованиям подрядных организаций в ИСУП на основании сведений в Едином реестре членов, а также автоматической проверки специалиста, подписывающего исполнительную документацию в электронном виде, на предмет наличия сведений о нем в Национальном реестре специалистов (НРС).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*