На Восточном экономическом форуме Правительство РФ представило структуру и приоритеты нового национального проекта по созданию экономики данных и цифровизации госуправления. Основная задача — обеспечить условия для оптимизации, повышения качества и эффективности управленческих решений, для роста реального сектора экономики и повышения качества жизни граждан.
Формирование нового портфеля национальных проектов на период до 2030 года необходимо завершить к декабрю. Летом параметры новых стратегических документов прошли стадию активного обсуждения при участии первых лиц государства, представителей власти и экспертного сообщества. В рамках ВЭФ подвели итоги этой работы.
4 сентября 2024 года в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», который придет на смену Национальной программе «Цифровая экономика», представил заместитель председателя правительства – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.
«Мы собираем новый нацпроект вместе с отраслью. Предыдущий был собран 5 лет назад, и за это время очень много изменилось. С точки зрения цифровой трансформации, чтобы стоять на месте нужно быстро бежать. Поэтому приоритеты и условия другие», — пояснил Дмитрий Григоренко. В качестве «маркера» процесса цифровизации он отметил развитие портала Госуслуг, число пользователей которого за последние 10 лет увеличилось почти в 20 раз — с 5 млн до 110 млн человек.
В нацпроекте представлены 3 направления по 3 категории в каждом, в рамках которых прикладывать усилия необходимо не только государству, но и бизнесу.
В инфраструктуре национального проекта выделены три федеральных проекта:
- «Интернет»
- «Кибербезопасность»
- «Кадры».
Первое направление – инфраструктура, от спутникового интернета до 5G. Второе — кибербезопасность. В этот блок целесообразно дополнить инфобезопасностью. «Учитывая, что многие решения по кибербезопасности дублируются, нужно брать что-то лучшее и мультиплицировать на всех», — сказал Дмитрий Григоренко. Третье направление – кадры, дефицит которых в IT ощущается не менее остро, чем в строительстве. Насколько окупятся инвестиции в будущих специалистов станет ясно через 7-9 лет, однако, как заметил спикер, «если ничего не делать, то ничего и не будет».
Основными инструментами реализации нацпроекта станет завершение оцифровки баз данных, завершение цифровизации и оптимизация межведомственного документооборота и переход органов государственного управления на отечественное ПО.
- «Цифровые платформы»
- «Цифровое госуправление»
- «Отечественные решения».
Первый трек — цифровые платформы, они, безусловно, нужны, но не в том количестве, как сейчас. Второй — цифровое госуправление, его необходимо развивать. «Электронный документооборот должен быть введен не в отдельном ведомстве, а в масштабе всей страны», — напомнил Дмитрий Григоренко. Третье направление – отечественный софт. События двухлетней давности показали, что у российских разработчиков начиная от инфраструктуры и заканчивая софтом все не так уж плохо.
Дальнейшее развитие обеспечат новые федеральные проекты:
- «Искусственный интеллект»
- «Перспективные разработки».
Дмитрий Григоренко подчеркнул, что работе с искусственным интеллектом необходима систематизация — процесс разработки и внедрения ИИ должен быть управляемым.
Строительная отрасль уже готовится к реализации основных приоритетов цифровой трансформации государства.
«Обеспечение технологического суверенитета России и координация отраслевого заказа на раз разработку отечественных цифровых решений является одним из приоритетов работы Минстроя России в настоящее время», — сообщил заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик на конференции «Внедрение российских ИТ-решений в образовательные стандарты» 26 августа 2024 года.
Чиновник подчеркнул, что с одной стороны государство не должно мешать регионам и разработчикам ПО создавать и внедрять качественные цифровые продукты, но с другой стороны вынуждено контролировать этот процесс, задавая некую рамку для этой работы.
«С начала 2022 года мы начали формировать цифровую вертикаль строительства и договорились, что есть некие правила по которым будем двигаться дальше. Мы создали верхнеуровневую систему ГИС «Стройкомплекс.РФ», на уровне регионов завершили работу по созданию систем градостроительной деятельности и сформировали контур нижней системы ИСУП для того, чтобы управлять проектированием и строительством объекта через реестровые принципы», — сказал Константин Михайлик.
На сегодняшний день создали и перевели в промышленную эксплуатацию свои ГИСОГД 83 региона, 87 регионов подписали договора и начали работать с ИСУП, ещё 83 региона кроме Ярославской области и Кабардино-Балкарской Республики издали документы, предписывающие принимать исполнительную документацию в электронном виде.
Константин Михайлик отдельно подчеркнул важность внедрения системы ИСУП, способной дать каждому региону вне зависимости от уровня цифрового развития единый инструмент для работы.
Вдальнейшем, кроме интеграции с информационными системами государственной экспертизы и строительного надзора, ИСУП и ГИСОГД будут расширяться за счет модуля данных о территориальном развитии и информационными системами ЖКХ и эксплуатирующих организаций. Таким образом будет обеспечена цифровизация полного жизненного цикла объекта капитального строительства (ОКС) – от этапа инвестиционного проекта, основанного на данных о градостроительном потенциале и документах пространственного развития территории, до этапа эксплуатации и утилизации ОКС.
А на федеральном уровне ГИСОГД и созданные Минстроем базы данных ждет переезд на единую государственную платформу ГосТех и общие для всего государственного аппарата стандарты обмена данными.