Регламенты ведения реестров: практика покажет

studiostok

Минстрой России принял на редкость разумное решение, оставив на откуп Национальных объединений СРО основные вопросы взаимодействия участников саморегулируемого сообщества при ведении Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах.

В итоге НОСТРОЙ и НОПРИЗ подготовили два разных по форме и содержанию регламента, которые после проверки временем и соответствующей коррекции могут стать основой одного документа, учитывающего все правовые нюансы и реальные потребности участников рынка.

Напомним, Национальное объединение строителей утвердило Регламент ведения Единого реестра 16 августа 2022 года на очередном заседании Совета и опубликовало его через неделю. Совет НОПРИЗ утвердил аналогичный документ еще 30 июня текущего года, однако опубликован на широкий круг он был лишь спустя два месяца.

Ключевое различие двух подходов состоит в избранном национальными объединениями порядке предоставления выписок из реестра.

Так, НОСТРОЙ получил право предоставлять выписки из Единого реестра членов СРО в срок до тридцати рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса. Способ предоставления выписки, как и стоимость предоставления такой услуги, не регламентируются. Однако уточняется, что саморегулируемая организация вправе выдавать выписки из реестра СРО в составе Единого реестра — в форме электронного документа, сформированного автоматически и подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями НОСТРОЙ и СРО.

В свою очередь, НОПРИЗ предоставляет такие выписки в пятидневный срок, без взимания платы одним из двух способов: в форме бумажного документа, подписанного уполномоченным сотрудником НОПРИЗ (по письменному запросу заинтересованного лица), и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью НОПРИЗ.

Различаются и формы самих выписок: у Национального объединения строителей документ содержит больше подробностей, включая размеры взносов члена СРО в компенсационные фонды саморегулируемой организации.

Еще одно существенное отличие касается срока повторной подачи документов для внесения в реестр сведений о члене СРО в случае их отклонения в ходе процедуры автоматической верификации. НОСТРОЙ не регламентирует указанные сроки, тогда как регламент НОПРИЗ устанавливает, что СРО должна устранить выявленные замечания и повторно подать пакет документов для автоматической валидации в течение одного рабочего дня.

Остальные отличия касаются, преимущественно, структуры регламентов и используемой в них терминологии.

Напомним, что регламент НОСТРОЙ уже вызвал множество вопросов при попытке сотрудников СРО примерить его нормы на сложившуюся в саморегулируемых организациях практику работы с выписками и реестрами членов. Полагаем, что и документ НОПРИЗ соберет свою порцию замечаний. Таким образом, текущая редакция обоих регламентов ведения Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах едва ли является финальной. Уверены, что и в НОСТРОЙ, и в НОПРИЗ учтут мнение не только представителей саморегулируемого сообщества, но и воспользуются удачными решениями (процедурными, структурными, терминологическими и т. п.) друг друга.

Комментарии:

  1. «Минстрой России принял на редкость разумное решение» — оно разумное было бы тогда, когда оба НацОба смогли бы выработать единое решение. Но этого не случилось и происходит хаос, который будет длится еще довольно долго. В очередной раз это показало, что саморегулирование не состоялось, никто не думает ни о СРО, ни о членах СРО, не  говоря уже о других участниках процессов строительства, проектирования и инженерных изысканий.

    1. Полагаю «на редкость разумное» — это ирония. Полностью согласна, что то, что нострой и ноприз не стали договариваться и принимать единообразный регламент это очень плохо!

    2. Быть может это реализовано в целях размывания правового поля… Выгодно — всем 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*