ФК: заказчики оплачивают работы в отсутствие банковской гарантии

uzenzen

Нарушения Бюджетного кодекса и федерального закона о контрактной системе в сфере государственных закупок носят системный характер во всех видах закупочной деятельности, включая строительство.

Перечень системных нарушений содержит отчет Федерального казначейства (письмо ФК от 5 июня 2024 г. N 07-04-05/21-15423) по результатам контрольной деятельности объектов контроля* в финансово-бюджетной сфере за II полугодие 2023 года.

Среди основных нарушений выделены:

  1. Недостатки и нарушения при организации исполнения бюджета субъекта РФ:
    • Наиболее распространенным нарушением является несоответствие Соглашения о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации типовой форме соглашений или отсутствие установленных обязательных условий. В частности, не установлен срок предоставления информации и документов, необходимых для осуществления контроля госзакупки или несвоевременно или безосновательно вносятся изменения в бюджетную роспись на плановый период 2023 года и 2024 финансовый год.
  1. Недостатки и нарушения при предоставлении и использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета:
    • Не обеспечены условия, установленные соглашением о предоставлении межбюджетного трансферта из федерального бюджета, например — несоблюдение графика выполнения мероприятий по проектированию или строительству объектов, достижения технической готовности и срока ввода объекта в эксплуатацию.
    • Получателями не соблюдаются условия, цели и порядок предоставления средств, например, отсутствует контроль за перечислением в доход бюджета возвратных сумм; не соблюдаются обязательства по использованию проектной документации, разработанной с использованием экономической эффективной типовой проектной документации.
    • При заключении соглашений о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации главным распорядителем средств не установлены плановые значения результатов предоставления субсидии, а также требований по соблюдению графика выполнения мероприятий, отсутствие графика выполнения мероприятий.
  1. Недостатки и нарушения при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета за расходованием средств:
    • Получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации и учреждениями не отражены в бухгалтерском учете суммы неустоек, за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов.
    • Определение и обоснование НМЦК с применением проектно-сметного метода произведено без учета методик и государственных элементных сметных норм строительных работ и специальных строительных работ – например, при осуществлении закупки на строительство объекта НМЦК определена с применением неверно рассчитанных индексов прогнозной инфляции на 2021 и 2022 годы, и без учета индексов фактической инфляции и коэффициента инфляции, что привело к занижению размера НМЦК).
    • Нарушение порядка и сроков приемки результатов выполненных работ по строительству объекта.

В иных системных нарушениях отмечается:

    • несоблюдение требования о применении мер ответственности в случае нарушения подрядчиком условий государственного контракта, выразившееся в не предъявлении и не начислении подрядчикам неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств,
    • оплата выполненных работ, оказанных услуг, поставленного оборудования и материалов по государственным контрактам (контрактам) с нарушением установленного срока (от 1 до 102 календарных дней),
    • осуществлена приемка выполненных работ, оказанных услуг, поставленного оборудования и материалов, не соответствующих условиям контрактов,
    • заключены дополнительные соглашения к государственным контрактам (контрактам) в части изменения их существенных условий (например: продление сроков работ, при отсутствии предоставленного от подрядчиков обеспечения исполнения контрактов (банковских гарантий); изменение порядка оплаты выполненных работ в части внесения условия о выплате аванса),
    • при исполнении государственных контрактов оформлены (подписаны) документы о приемке выполненных работ в отсутствие банковской гарантии на обеспечение исполнения гарантийных обязательств по заключенному государственному контракту.

Одной из целей контрольной деятельности казначейства по соблюдению законодательства о контрактной системе является повышение эффективности расходования бюджетных средств и профилактика нарушений в сфере закупок.

В этой связи в отчете также представлена положительная практика ГРБС, в том числе направленная на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере при приобретении дорогостоящего оборудования для государственных учреждений.

Ведомство регулярно готовит и направляет в заинтересованные органы власти обзоры типичных нарушений в сфере закупок для принятия мер, направленных на предупреждение возникновения аналогичных недостатков и нарушений, а также для их своевременного устранения.

 


*Согласно ст.99 44-ФЗ, ФК осуществляет контроль в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных 44-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*