Эксперт об отчётности саморегулируемых организаций

Реформа реформой, а отчёт по расписанию. Экспертную оценку обязательного состава бухгалтерской отчётности СРО дал Принципиальный аудитор.


огласно п. 2 статьи 7 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация обязана размещать на официальном сайте годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность саморегулируемой организации и аудиторское заключение в отношении указанной отчетности (при его наличии). Таким образом, бухгалтерская отчетность саморегулируемых организаций является публичной.

Анализ сайтов многих саморегулируемых организаций показал достаточно странную закономерность: в состав многих из них не входит отчет об изменениях капитала.

Так какую же отчетность должна формировать саморегулируемая организация? Каков ее состав?

На этот вопрос призван дать ответ Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Согласно п. 2 статьи 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Таким образом, из буквального толкования данной нормы следует, что саморегулируемая организация должна составлять все утвержденные Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66н, за исключением отчета о финансовых результатах:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о целевом использовании средств.

Однако составлять и представлять отчет о финансовых результатах – право организации, которое она может реализовать, если считает информацию существенной.

Согласно Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66н утверждены следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:

а) форма отчета об изменениях капитала;

б) форма отчета о движении денежных средств;

в) форма отчета о целевом использовании средств.

В приказе Минфина РФ не уточняется какие из форм являются приложением к бухгалтерскому балансу, а какие – к отчету о финансовых результатах. Применительно к особенностям деятельности саморегулируемых организаций все эти приложения будут относиться именно к бухгалтерскому балансу и раскрывать его данные.

Саморегулируемые организации могут возразить: у нас нет раздела с названием «капитал», нам достаточно составлять отчет о целевом использовании средств.

Действительно, существует отчет о целевом использовании средств, но он показывает движение целевых средств в целом, без разделения на Компенсационный фонд (особый фонд, право которым у саморегулируемой организации существенно ограничено) и собственно целевые средства, которые могут расходоваться на текущую деятельность. Часто саморегулируемые организации составляют отчетность так, что невозможно точно установить: сколько поступило средств в Компенсационный фонд от членов, сколько доходов получено от размещения именно Компенсационного фонда, а не иных средств. А уж выплаты из Компенсационного фонда ничто не мешает недобросовестным саморегулируемым организациям отнести по строке «прочие» и, что называется, гадай как хочешь, чего мы тут сделали.

Между тем отчет об изменениях капитала способен дать объективную и полную информацию о том, каким образом пополняется именно Компенсационный фонд саморегулируемой организации, отделить Компенсационный фонд от других средств саморегулируемой организации. В тех случаях, когда Компенсационный фонд согласно рекомендациям Минфина РФ отражается отдельной строкой в составе «Резервных и иных целевых фондов», его нельзя будет завуалировать за другими целевыми средствами, спрятать производившиеся из него выплаты, не отразить отдельной строкой поступление в Компенсационный фонд от членов. Все это не позволит сделать отчет об изменениях капитала, в котором каждая колонка будет соответствовать наименованиям строк раздела III бухгалтерского баланса, и четко информировать пользователей о том, что происходит с ее основополагающей бухгалтерской статьей.

С уважением к читателям Правды о СРО,

Принципиальный аудитор

Комментарии:

  1. Ци тата: «Между тем отчет об изменениях капитала способен дать объективную и полную информацию о том, каким образом пополняется именно Компенсационный фонд саморегулируемой организации, отделить Компенсационный фонд от других средств саморегулируемой организации.»
    А многим ли СРО и их администрациям нужна прозрачность?
    И второй вопрос. А есть ли в системе Ростехнадзора профессионалы, способные разобраться в бухгалтерской отчетности и сделать, исходя из этой информации, какие-либо выводы?
    Вот… То-то и оно…

    1. РТН на соответствие градкодексу проверяет, остальное им пофиг… по идее это для членов сро должно быть интересно, но им совершенно неинтересно

      1. Правда… РТН дальше своего носа ничего не видит и видеть не хочет…
        В это тоже есть часть проблемы. Ограниченность и формализм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*